Предельный индекс роста платы за коммунальные услуги – это максимально возможный рост платы за коммунальные услуги по отдельному платежному документу жителя Московской области при наиболее неблагоприятном наборе и росте тарифов коммунальных услуг. То есть значение предельного индекса – это лишь ограничение допустимого роста платы за коммунальные услуги в случае превышения которого житель вправе претендовать на выплату компенсации согласно порядку выплаты компенсации, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 30.12.2019 № 1073/45.

В Московской области более 5 млн. лицевых счетов платежных документов, которые отличаются набором коммунальных услуг, площадью жилых помещений и количеством проживающих, поэтому для каждого лицевого счета, формируемый размер платы за коммунальные услуги и его рост складывается индивидуально, исходя из набора услуг, размера тарифов и объема потребленных ресурсов.

К коммунальным услугам относятся: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, в т.ч. газ в баллонах, твердое топливо, электроснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно Основам предельные индексы устанавливаются и применяются исходя из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2025 № 1834 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1834) в 2026 году размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за октябрь, ноябрь и декабрь 2026 года сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предоставленные в январе 2026 года исходя из набора коммунальных услуг, предоставленных в декабре 2025 года.

Средние индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Московской области установлены Распоряжением №  3413-р в следующих размерах:

с 01.01.2026  – 1,7% (в связи с изменением с 01.01.2026 НДС с 20% до 22%),

с 01.10.2026 – 12,8% (на 0,5% меньше, чем в 2025 году).

предельно допустимое отклонение по отдельным платежным документам от среднего индекса по Московской области – в размере 5,0%.

Основными факторами роста тарифов с 01.10.2026 являются:

  1. Изменение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 22% для организаций, применяющих общую систему налогообложения.
  2. Увеличение индекса потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 5,1% в среднегодовом выражении.
  3. Принятый Правительством Российской Федерации рост оптовых цен на газ – 9,6%, тарифов на транспортировку газа – 11,6%, рост цен на электроэнергию – 14,3%.
  4. Рост минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2025 № 429-ФЗ, устанавливающим с 1 января 2026 года МРОТ
    на территории Российской Федерации на уровне 27 093 рублей в месяц, с ростом к 2025 году на 20,7%.
  5. Учет инвестиционной составляющей у организаций коммунального комплекса на реализацию проектов по модернизации объектов инфраструктуры и сетей, направленных на снижение аварийности коммунальной инфраструктуры и повышение качества предоставляемых коммунальных услуг.

Таким образом предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги по Московской области с 01.10.2026 составит 17,8% (на 0,5% меньше, чем в 2025 году) и установлен постановлением Губернатора для всех муниципальных образований за исключением шести городских округов с повышенными индексами:

Воскресенский, Пушкинский – до 18,7%;

Клин, Сергиево-Посадский, Серпухов, Солнечногорск – до 19,1%.

Повышенные индексы установлены в целях выполнения мероприятий инвестиционных программ по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения в рамках заключенных концессионных соглашений на территории 6 городских округов, которые в первую очередь будут направлены на снижение уровня аварийности и обеспечение бесперебойности предоставления услуг населению. 

Необходимо отметить, что не смотря на возможное достижение по отдельным платежным документам при определенном наборе коммунальных услуг предельных (максимальных) индексов роста платы за коммунальные услуги, фактический ежемесячный индекс с октября 2026 года сложится по результатам принятия тарифных решений и составит в среднем по Московской области не более 12,8 %.

Контроль за соблюдением индексов роста платы за коммунальные услуги осуществляется ФАС России. В соответствии с пунктом 61 Основ Комитет осуществляет ежемесячный мониторинг соблюдения индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Московской области.

В настоящее время тарифная кампания на 2026 год не завершена. 

В случае превышения предельного индекса роста и в целях его соблюдения жителям Московской области не зависимо от уровня дохода выплачивается компенсация в соответствии с Порядком выплаты компенсации, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30.12.2019 №1073/45 (информация для населения прилагается).

В Московской области сохранен весь комплекс мер социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Среднегодовой рост платы за коммунальные услуги соответствует прогнозируемому среднегодовому значению инфляции 5,1%.