Журналисты «Новостей Югры» побывали в рейде со службой отлова бродячих животных в крупнейшем городе региона, познакомились с этим процессом изнутри и прочувствовали на себе, как негостеприимны могут быть бродячие псы.
В лапах закона
Служба отлова бродячих животных в Сургуте одна-единственная. Работает она здесь уже много лет без нареканий. Чиновники говорят: компания ответственная и даже делает больше, чем нужно в контракте.
– Между нашей дирекцией и ИП Давлетовым заключен муниципальный контракт. Компания занимается отловом, содержанием, вакцинацией, стерилизацией и выпуском бездомных собак. Все эти работы предусмотрены в рамках действующего законодательства. А мы контролируем выполнение условий контракта, – объясняет заместитель директора МКУ «ДДТ и ЖКК» Наталья Данилова. – Наш куратор еженедельно выезжает в приют, проверяет документацию, сверяет карточки учета. Периодически мы выезжаем со службой отлова по заявкам, особенно когда от жителей поступает больше двух-трех жалоб по одному адресу.
В рейды ребята отправляются на скромной «газельке». В багажном отделении клетка с подстилкой из сена – для бесхозных питомцев. В «охоте» обязательно участвует штатный кинолог. Отстреливать животных нельзя. Единственное оружие в руках – трубка с дротиком. Там снотворное. Использовать удается редко.
Кстати, самих себя в схватке с агрессивными бродягами защитить кинологам нечем. Не дай бог нанести вред четвероногим – закон будет на стороне животных. Кинолог одет в «гражданское» – обычные джинсы, куртку и перчатки. Никаких защитных ватников – от них исходит «запах собачьего страха». Бродячие псы за версту чуют опасный аромат и убегают.– Попасть в собаку из дротика можно метров с пяти. Подпускают к себе так близко единицы, – признается кинолог Валентин Басов.
Страх животный
Журналисты встречаются со службой отлова в районе Усольцева. В кустах два неофициальных собачьих приюта. Построены будки. Территория огорожена забором. Завидев людей, животные прячутся там. Проход на частную собственность открыт только собакам – через лазейки в заборе. Здесь нам ловить некого.
Следующей точкой стал микрорайон Александрия. Навстречу делегации выбегает лохматый бобик, приветливо машет хвостом. На ухе нет бирок, хотя собака немолодая. Ластится к людям. Возможно, хозяева выгнали из дома его не так давно. Кинологи ловят собаку и сажают в «газель». Ей повезло: переждет морозы в приюте. После карантина, прививок и теста ее выпустят здесь же.
Следующая точка – парк «За Саймой». Жалуются жители домов на улице Ивана Кайдалова. Неизвестные оборудовали здесь стихийный приют. Рядом с тропинкой красуется штук шесть будок. Некто заботливо настелил здесь соломки. У собак есть миски и еда. Здесь обосновалась целая стая, и она считает участок своей собственностью.
Съемочную группу и службу отлова облаивают. Стая пытается нас окружить. Нам жутковато. На той неделе службы уже забирали здесь двух агрессивных собак. Но в стае их двенадцать. У некоторых – чипы. Местные жители рассказывают, что эта свора частенько гоняет их по дороге. Один из мужчин недавно спасался от хищников вместе с ребенком. Хотя убегать от собак нельзя. Но кинологи говорят: неподготовленному к такой встрече человеку сложно сориентироваться.
– Стая обычно не нападает в лоб. Она обходит свою жертву сзади. То есть пока мы стоим лицом к собаке, она всегда будет стараться нас обойти, чтоб укусить. Неподготовленный человек впадает в шок, страх, начинает размахивать руками. Этого делать нельзя, – объясняет Валентин Басов. – Нужно всегда контролировать глазами передвижение собаки. Если идет нападение, подставлять руки и защищать лицо. 50 процентов собак атакуют, делая предупреждающий укус, и отходят. А убегая, автоматически превращаешься в добычу.
Откуда агрессия?
В Сургуте после инцидента с ребенком глава города поручил усилить работу по отлову бездомных животных. Выездные проверки уже прошли на улицах Усольцева, Крылова, Кайдалова, Захарова и Университетской. В этих рейдах поймали трех взрослых собак. Сейчас животные на трехнедельном карантине. Их проверят на агрессию и заболевания.
После курса лечения, прививок и стерилизации собак с мирным характером выпустят на улицу в их прежнюю среду обитания. Агрессивных – оставят в приюте в Белом Яру и будут содержать пожизненно. Так положено по федеральному закону. Правда, никто стопроцентно не знает, не испортится ли характер шарика с возрастом. Все-таки уличная жизнь не сахар.
– Собака, конечно, может сама себя защищать, когда на нее нападают. Случай, который недавно произошел в Сургуте, сложный. Предполагаем, что агрессия собак была связана с защитой потомства. Там в будках еще находились щенки. К тому же собака, которая долго живет на одном месте, начинает считать его своим. Она может защищать свою территорию и отгонять посторонних, – продолжает Валентин Басов. – Собака еще и выбирает, на кого нападать: низкий человек или высокий. Чувствует страх.
Перед тем как выпустить животное на улицу, кинологи проводят специальные тесты. Они помогают выявить агрессию или миролюбивый характер животного. Ситуации берутся из жизни – специалист смотрит на реакцию животного. Тесты проходят далеко не все.
– Собака проходит много испытаний. Например, даем ей еду и смотрим на реакцию, что человек присутствует рядом, потом гладим ее, трогаем за хвост, пытаемся забрать еду. Это взято из обычной жизни, так часто поступают дети с животными. Собака может проявлять агрессию или не реагировать на эти вещи, – уточняет руководитель приюта «Дорога домой» Константин Давлетов. – А еще собака может пройти тестирование, но, когда она примыкает к стае, все меняется. Там уже преобладает стайный инстинкт. Эти стаи организовывают сами люди, устраивая стихийные места кормления и содержания животных. Собаки будут считать это место своим и начнут защищать территорию. Поэтому мы рекомендуем не кормить животных хотя бы рядом с подъездами, домами, парками. Это нужно вообще делать децентрализованно, чтобы собаки не привязывались к конкретному месту. Нельзя ставить будки, потому что собака будет защищать место, где она ночует и ест. В период гона – весной и осенью – у собак повышенная агрессия.
Сами прикармливают
– Можно ставить будки на своих участках или предлагать помощь крупным волонтерским группам. У них есть официальные места содержания животных. Крайний вариант – ставить будку где-то далеко от людей. И нужно не просто кормить собаку, а нести за нее ответственность. Стерилизовать хотя бы… – учит кинолог, как правильно проявлять любовь к бродячим животным.
В сургутском приюте для бездомных животных «Дорога домой» всего 1 100 мест. 700 из них уже заняты агрессивными псами. Они здесь до конца своих дней. Так что нужно расширяться. Содержание одной собаки – 200 рублей в сутки. Плюс шесть тысяч – стерилизация, три тысячи рублей стоит отлов. В год кинологи ловят до 600 собак. Хотя нужно до тысячи – но нет средств и возможностей. Ведь некоторые вполне добродушные псы после жизни в стаях возвращаются сюда вновь – и уже агрессивными.
Рейды проводятся ежедневно. Сургутяне активно направляют заявки в диспетчерскую службу. Около двух тысяч операций по стерилизации сделали в приюте в этом году. Но сколько сейчас по Сургуту бегает бездомных собак, не знает никто. Как говорят чиновники, подсчитывать должны в ветнадзоре. А стихийных собачьих приютов с каждым годом становится все больше.
Один из таких стихийных приютов на пересечении улиц Захарова Университетской чуть не стал местом трагедии. Об этих будках служба отлова не знала. После ЧП там разрушили будки, и животные переселились на ближайшую стройку. Кинологи поймали одну собаку. Она сейчас на карантине. Через месяц ее ожидают стерилизация и тестирование. Остались еще две и щенки.– Мы чужие будки не разрушаем, это не наши полномочия. Мы только оцениваем наличие собак, как они себя ведут, пытаемся выйти на контакты с волонтерами, которые опекают этих собак, чтобы найти законное решение проблемы, – рассказывает Константин Давлетов.
– Эти собаки очень осторожны, и поймать их сложно в условиях стройки: там много лазов. Щенков мы не можем забрать без их матери. И после шести месяцев в приюте у них не сформируется навыков поиска еды. Так что выпускать их в среду обитания будет опасно, – подчеркивает Константин Давлетов.
В одном только в Сургуте с января на отлов и содержание бездомных животных уже потрачено около 26 миллионов рублей. Еще как минимум десять потребуется до конца этого года. В прошлом году на все ушло около 30 миллионов рублей бюджетных средств. И этого недостаточно. С каждым годом агрессивных собак на улицах Сургута становится все больше, а значит, требуется больше денег на их пожизненное содержание. И больше всего во всей этой истории кинологов удивляет, что где-то спокойно живет хозяин каждой бродячей собаки. Который когда-то решил переложить ответственность за ее жизнь на случайных прохожих.
Ранее сообщалось, что во время прямого эфира с губернатором Югры Натальей Комаровой, посвященного подготовке к зиме, от жителей региона поступило сразу несколько вопросов, касающихся бездомных животных. Одни жаловались на то, что им страшно находиться среди безнадзорных собак, другие переживали, каково питомцам жить на улице в холодное время года.Сообщить об агрессивных собаках или стаях животных можно по телефону 112. Нужно указать точное время и адрес. Сделать это нужно сразу, так как собаки не задерживаются на одном месте.
Комментарии