Сергею Ковалю было 47 лет. Он сделал в родном Новогрудке бизнес на торговле вещами из России. Несколько лет назад открыл фэнтези-усадьбу Литовка. Туда мог свободно войти любой желающий. Особенностью усадьбы стало совмещение в одном месте символов и знаков различных культур и религий. За один уикенд ее посещали до 4 тысяч человек. Благодаря Ковалю в Новогрудке около музея еврейского сопротивления открыли памятник еврейской девочке Михле Сосновской, которую расстреляли нацисты, рассказывает Свобода.
Сюжет памяти Коваля создала режиссер Анжела Гусева, родом из Молдовы, которая сейчас живет в России.
На фильм не дали разрешения родные Сергея. Они также не позволили съемки на территории уже закрытой тогда усадьбы Литовка. У Коваля остались мать, жена, две дочери.
Видео состоит из воспоминаний друзей, знакомых, коллег Коваля. Они вспоминают, каким человеком был Сергей, говорят о его последних месяцах жизни, размышляют о смысле усадьбы Литовка и других проектах, которые он не успел реализовать.
Часть видео посвященная Дмитрию Бондарю, другу Сергея, который называет себя священником старокатолической церкви. В видео участвует его мать. В конце 2018 года после задержания Бондаря, Коваль закрыл усадьбу Литовка для посещений и вскоре ушел из жизни.
«Сергей Коваль - это большой ребенок, который нашел свой путь радоваться жизни и который хотел научить других, как это делать ... Все восприняли Сергея, как актера, который очаровал. На самом деле, он не играл. На самом деле это был Сергей, какой он есть», - говорит в видео директор музея еврейского сопротивления Тамара Вершицкая.
В видео вошли архивные фрагменты с Сергеем Ковалем и Дмитрием Бондарем из открытых источников.
Съемки проходили в Новогрудке вскоре после смерти Сергея.
Режиссер Анжела Гусева рассказала Свободе, что и после работы над фильмом она не знает ответа, почему Сергей решил уйти из жизни.
«Это знает только он. Ближайшие друзья и родные, никто не знает об этом. Как я могу? .. Это знает только тот человек, который закрыл за собой дверь ... Я так и не смогла найти ответа на вопрос, почему при такой поддержке, а его многие люди поддерживали, он все же закрыл Литовку и все же сделал этот шаг [суицид - РС] ... Почему он ушел? Может, действительно, понял, что все сделал. "Все, ребята, я сделал, что мог, а дальше вы сами" », - рассуждает режиссер.
Она познакомилась с Сергеем случайно, когда приехала в Новогрудок по другому проекту в конце 2018 года, незадолго до его смерти, когда уже закрылась Литовка. Они общались два дня. Потом переписывались в интернете, поздравляли друг друга с новым годом за несколько часов до ухода Сергея.
«Меня Сергей потряс как человек ... Я была просто ошарашена тем, как выглядит Сергей. Он выглядел убитым. В его глазах не было жизни. Это были глаза, полные тревоги, боли, тотального одиночества. Он говорил, что боится открывать Литовку, что забрали все видеокамеры, и он не может нести ответственность за людей, которые посещают Литовку. Он очень переживал», - рассказывает Анжела.
В сюжете нет воспоминаний о Сергее-меценате. По словам режиссера, это фильм о том периоде, когда Сергей приобрел Литовку и изменился, благодаря ей, про осмысление жизни человеком.
«Как он дарил людям себя! Я больше не встречала таких людей в своей жизни. Очень мудрый, умный, очень распахнутый человек», - Анжела рассказывает о Сергее и слышно, как начинает плакать, и сдерживает себя.
Она называет свой сюжет эксклюзивным, так как в нем о Ковале вспоминают его друзья, которые ранее не высказывались по этому поводу. Режиссер подчеркивает, что все охотно приняли участие в съемках.
«Все страдали от ухода Сергея, а не из-за того, что закрыта Литовка. Хотя ее закрыли - и Сергей повесился. Это удивительно, но все по нему скучали, страдали, болели, а не по Литовке», - говорит Анжела.