Польское издательство «Czarne» опубликовало «Отечество хорошего качества» – сборник репортажей о нашей стране, написанных журналистами из Польши, Германии и Беларуси. По словам редактора тома Малгожаты Ноцунь, книга открывает Беларусь с новой стороны: здесь на первом плане обычные люди.

По просьбе «Белсата» один из репортеров рассказал про свою тему без политики из Гродно.

Агнешка Вуйциньска – про белорусов глазами белорусок

Героини моего репортажа – две жительницы Гродно, которые ищут мужчин за границей, так как попытки найти их в Беларуси закончились плохо: партнеры их бросили.

Название всей книги взято со слов одной из них о «мужчине хорошего качества» – хорошем партнере с западной точки зрения. С одной стороны, таком, который заботится о женщине и каждый день доказывает свою любовь. С другой – том, кто не оставляет все дела на нее, кто принимает участие в воспитании детей, домашних делах, покупках и так далее.

Из разговоров и с моими героинями, и с Ольгой Сосункевич, которая исследовала это с научной стороны для своей докторской работы в университете в Гетеборге, я поняла, что в результате исторических событий в образцах мужества белорусов произошли серьезные изменения: они не могут совладать с ежедневной ответственностью – и убегают от нее.

Почему? Простого ответа нет, но есть разные гипотезы. Например, что во время Второй мировой войны, когда погибло много мужчин, женщины воспитывали детей сами. И если у них рождались сыновья, то были на вес золота.

С одной стороны, у ребят не было мужского примера, с другой, женщины, которые ими занимались, – мамы, тети, бабушки – тряслись над ними и воспитывали их совсем иначе, чем девочек. От девочек ждали ответственности, помощи по дому и работе, а с парнями – нянчились. После этого ребята ждали этого от своих партнерш.

Мои собеседники говорили мне, что мужчины, которых они встречают, ищут себя «маму».

Яркий пример: женщины приобретают своим взрослым сыновьям одежду. Это кажется невероятным, но, кажется, так бывает [в Беларуси].

По мнению исследователей, инфантилизм также является следствием нестабильности. Мужчины иногда работают в двух-трех местах, мало видят семью, но все равно зарабатывают мало. Не могут реализоваться – и начинают пить.

Белорусок же спасает материнский инстинкт и советское наследие, когда после работы надо было еще заниматься домом.

То, что мне рассказывали белорусские женщины, в Польше – редкость.

У нас больше развит пример эмансипаванай женщины. В связи с этим наступило изменение в мужчинах, особенно заметное в городах. Мужчины все чаще принимают участие в воспитании детей, в выполнении домашних обязанностей – я вижу это в своей среде.

Во время разговоров с женщинами никто из них не упоминал Лукашенко. Чаще говорили о «власти» – которая о них не заботится. Пример – очень низкие алименты. Мужчины, бросившие моих героинь, платят в пользу их общих детей по 50 долларов. В одном случае эти деньги мужчина платил на двух сестренок-близняшек.

Женщины говорили, что пойдешь один раз в супермаркет – и этих денег нет. Я собственными глазами видела, что цены в магазинах – такие же, как в Польше.

Мои героини не уверены на 100%, что им на Западе будет хорошо, но надеются на это.

Одна из женщин, Татьяна, иногда бывает в Европе: она собирает деньги, чтобы приехать в Польшу просто так, на пару дней. Она говорила, что когда ходит по польским городам, по кафе, то видит мужчин, которые проводят время с семьей. И она надеется, что встретит на Западе кого-то, с кем сможет вести такой стиль жизни.

Ее муж этого никогда не делал, а партнеры ее подруг возвращаются с работы и садятся за компьютерные игры. И все.