Все они похоронены на кладбище, которое считается самым старым в Беларуси. Здесь есть памятники, которые датируются даже XVII веком. Но внести городской некрополь в список исторических ценностей невозможно, так как он еще действующий. Поэтому областной совет по сохранению историко-культурного наследия принял беспрецедентное решение - придать такой статус не всему объекту, а только некоторым памятникам, рассказывает "Звезда". И вот кто оказался в этом списке...

Как рассказал сотрудник Гродненского историко-археологического музея Андрей Вашкевич, у старого кладбища даже есть точная дата основания - 1792 год. Правда, это касается католической части, которую от православной отделяет узкий проезд. Но вообще старое кладбище считается единым комплексом. Самые старые захоронения датируются концом XVIII - началом XIX века.

- До этого людей хоронили около монастырей, костелов, церквей, это были приходские кладбища, о чем свидетельствуют и раскопки возле той же Коложи, - рассказывает Андрей Вашкевич. - Сейм Речи Посполитой, который заседал в 1788-1792 годах, принял решение создать коммунальные кладбища за пределами городов. Тогда и были основаны самые ценные на сегодняшний день некрополи в Варшаве, Львове, а также в Гродно.

Сейчас формально старый некрополь не действует, он был закрыт в 1970-х годах. Но фактически похороны все же происходят. Согласно закону, родных можно хоронить у могил родственников или в самих этих могилах. К тому же здесь действуют приходские храмы.

«Ожившая» история

Старые памятники можно узнать по их необычному виду.

Можно увидеть надгробия из самых разных материалов: песчаника, мрамора, чугуна, железа, гранита. По стилю здесь и романтика, и межвоенный конструктивизм, и эклектика. Довольно много символических элементов, которые расскажут об истории декоративно-прикладного искусства христианства.

- Например, венок из сухоцветов. Эти цветы, согласно античным представлением, связывали мир живых и мертвых. Можно заметить плющ, который символизирует веру, - он растет повсеместно, и здесь окаменел. Довольно часто можно увидеть изображение якоря - символа надежды, - рассказывает Андрей Вашкевич.

Как правило, такие декоративные памятники ставили знаменитым горожанам. Например, известному инженеру Василию Небальсину установлена ​​плита с изображением лопаты и топора - символов инженерной службы. Кстати, он автор проекта здания женской Мариинской гимназии, где сейчас располагается главный корпус ГрГУ имени Я.Купалы. Скульптурная композиция с женской фигурой и старославянским текстом на плите украшает могилу семьи Кемарских. Константин Кемарский - гродненский врач-акушер, который в 80-х годах XIX века организовал акушерско-фельдшерскую школу. Неподалеку находится могила купца Муравьева, дом которого на Советской площади известен каждому гродненцу. Монументально выглядит памятник с двумя колоннами генералу Сергею Ланскому, герою войны 1812 года. Шеф Белорусского гусарского полка был смертельно ранен во Франции, но его привезли, чтобы похоронить в Гродно.

В Гродненском некрополе нашли вечный приют писательница Элиза Ожешко, основатель зоопарка Ян Кохановский, придворный архитектор Джузеппе Сакко, а также чиновники, мэры города, известные личности.

Многие древние памятники напоминают каменные сады. Их делал известный на то время скульптор Бронислав Хвойнов. Но прожил он недолго, всего 29 лет, и на его могиле тоже стоит каменное дерево, которое он сам себе и сделал. К сожалению, многие памятники с течением времени и при «помощи» вандалов теряют свой величественный вид. И все же некрополь не остался без внимания. Гродненские власти приняли компромиссное решение по спасению исторического объекта.

Под защитным статусом

Поскольку объект все-таки действующий, хотя и считается закрытым, его невозможно включить в список историко-культурного наследия, сообщила начальник управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович. Поэтому было предложено в этот список заносить единичные памятники.

- Мы решили двигаться шаг за шагом по пути придания некрополю охранного статуса и вносить в список по несколько надгробий, - объяснила ситуацию собеседница. - Чем мы руководствовались? Это известные люди и художественно оформленные памятники, которые неплохо сохранились. Некоторые привели в хорошее состояние волонтеры при помощи современных технологий. Это довольно важный аспект, так как восстанавливать памятники в защитном статусе очень сложно, поэтому хорошо, что работу провели раньше.

Таким образом, в список вошли 10 памятников. В их числе могилы Кемарских, Муравьевых, Шумовых (родителей известного парижского фотохудожника Петра Шумава), командира Петрозаводского полка Ивана Верчика, Элизы Ожешко с мужем, главного таможенника начала ХХ века Александра Ширмы и других. В этом списке и памятник матери поэта Максима Богдановича, которая прожила всего 27 лет. На ее могиле установлен гранитный памятник-валун. Вот только надпись на нем уже не разобрать - буквы полностью стерлись...

- Этот список будет пополняться, - говорит Алена Климович. - Мы постепенно берем еще несколько памятников, которые по своей сохранности, исторической значимости могут претендовать на включение в список исторических ценностей, затем будем дополнять. Потому что сегодня кладбище - такое место, которое во всем мире является и хранителем истории, и впечатляет художественными особенностями. Это также вызывает интерес у туристов.

Нужны каталог и видеокамеры

Чтобы надгробие попало в защитный список, оно должно иметь «паспорт». Поэтому в начале была проведена частичная инвентаризация некрополя. Что-то было сделано еще в 90-х годах, когда объект находился в списке памятников областного значения (позже этот статус был ликвидирован). В республиканском реестре гродненского некрополя уже не оказалось. А за несколько десятилетий многие наработки по кладбищу потеряны, не имеют системного описания, электронных версий.

Но дело не стоит на месте. В скором времени начнется реализация трансграничного проекта с польской стороной, в ходе которого предполагается сделать основательную инвентаризацию некрополя.

- Работы планируем начать в следующем году. По окончании проекта мы сделаем полную инвентаризацию кладбища до 1970-х годов, а это около тысячи памятников, с фотофиксацией, описанием и краткой биографией людей, которые там похоронены. В рамках проекта предполагается издание путеводителя по кладбищу на нескольких языках. Затем будут изыскиваться средства на реставрацию наиболее древних захоронений. Здесь значительные надежды возлагаются на спонсоров, - говорит Андрей Вашкевич.

Понятно, что все эти усилия повлияют на рост туристической привлекательности объекта. Между прочим, он и сейчас интересен для туристов, но его нужно регулярно чистить, делать вырубку зарослей и кустарников, через которые нельзя подойти к некоторым древним памятникам. Вторая проблема - охрана кладбища. Андрей Вашкевич считает, что его необходимо оборудовать системой видеонаблюдения. Он вспоминает, как несколько лет назад были случаи кражи чугунных элементов. Никто не гарантирует, что эти факты не повторятся.