Главный внештатный специалист Главного управления здравоохранения Гродненского облисполкома по медобслуживанию детей в учреждениях образования Оксана Трохимик озвучила «Перспективе» цифры, которые должны заставить родителей задуматься.
Например, в 2013 году в ходе медобследования учащихся учреждений образования г. Гродно патология зрения выявлена у 7,2 процента первоклашек, 27,9 процента восьмиклассников, у 33 процентов старшеклассников. По итогам 2018 года показатель ухудшился. Проблемы со зрением уже зафиксированы у 8,7 процента первоклассников, у 34 процентов восьмиклассников, у 36,4 процента старшеклассников.
– Родителям следует обратить более пристальное внимание, сколько их дети проводят за гаджетами и компьютерами. Некоторые могут полдня сидеть перед экраном. Следует помнить: без вреда для здоровья учащимся начальной школы делать это следует не более 15 минут в день, средних классов – до 30 минут, в 10-11 классах можно позволить непрерывный час работы за компьютером. К сожалению, – сетует собеседница, – дети приходят в школу, уже имея проблемы со зрением.
Стоит отметить, что среди сельских ребят ситуация выглядит намного лучше. Возможно, они меньше времени проводят в виртуальном мире, а больше на свежем воздухе.
Что касается патологии опорно-двигательного аппарата, то в последние годы наметилась положительная динамика. Если в 2013 году нарушение осанки фиксировалось у 5,9 процента школьников Гродно и Гродненского района, то в 2018-м – у 4,7 процента, сколиоз – у 3,7 и 3 процентов учеников соответственно. В школах многое делается, чтобы у детей не нарушалась осанка. Например, закупается ростовая мебель, педагоги следят, как дети сидят за партами, проводятся физкультминутки и т.д. Однако немало зависит и от родителей, которым также следует внимательно следить за тем, в каких условиях ребенок выполняет домашнее задание.
Пощадите спину
Оксана Трохимик дала несколько основных советов, которые помогут избежать ухудшения здоровья детей. Во-первых, создание оптимальных условий для работы глаз. В частности, достаточная освещенность, источник света должен падать слева и сверху, книга должна находиться на подставке на расстоянии 35 см от глаз, расстояние до монитора – по длине вытянутой руки ребенка.
Во-вторых, контроль за осанкой. Утомление нетренированных мышц развивается довольно быстро, что приводит к формированию привычной неправильной позы, мышечной асимметрии и, как следствие, к искривлению позвоночника. Наклоняясь близко к книге, ребенок увеличивает нагрузку на зрение, что способствует развитию близорукости.
В-третьих, правильная организация рабочего места. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. Спина сидящего – прилегать к спинке стула, локти лежать на столешнице, а не провисать, стопы касаться пола. Расстояние между грудью и столом должно составлять полтора-два сантиметра.