Уголовное дело, возбужденное в отношении 16-летнего подростка, который подозревался в том, что заставлял других младших детей совершать интим с 8-летней сестрой, будут расследовать более скурпулезно и под контролем центрального аппарата СК, рассказывает Sputnik.
История, героями которой стали дети небольшой деревни в Гродненской области, произошла в начале августа. Первоначально пресс-служба Гродненского областного УВД сообщала шокирующие факты о том, что 16-летний мальчик запугал малолетних детей, заставил совершать действия интимного характера с его младшей сестрой, а сам наблюдал за происходящим со стороны. В отношении парня СК Беларуси возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 170 УК Беларуси (понуждение к совершению действий сексуального характера). Она предусматривает наказание до шести лет лишения свободы. В первую неделю расследованием дела занимался районное управление СК.
Родители признанной пострадавшей восьмилетней девочки и подозреваемого ее 16-летнего брата в интервью Sputnik рассказали совсем другую версию истории и возмутились методами работы следствия.
Родители пожаловались на работу следователей
Как рассказывала мать, 16-летний подросток не совершал ничего плохого в отношении сестры, не заставлял ни сестру, ни сельских детей делать то, о чем сообщалось в публичном пресс-релизе. По ее рассказам, следователям стало известно о четырех эпизодах, когда дети в возрасте от 6 до 12 лет уходили в лес и устраивали странные игры с раздеваниями. Скорее всего, идея такой игры появилась после того, как одна из более старших девочек показала ребятам эротический ролик. Другая девочка пообещала малышам купить чипсы, конфеты и разные сладости, если они разденутся.
Когда в деле начали разбираться следователи, дети испугались, один из них показал на 16-летнего подростка, который немного отстает в развитии, тихий и спокойный и никогда не может за себя постоять. В первый день расследования, по уверению родителей, следователи запугали детей, и фактически вытянули у них нужные показания. Они были уверены, что следователи стремились побыстрее закрыть дело, не разобравшись во всех обстоятельствах столь деликатной истории. Эта догадка подтвердилась, когда менее чем через неделю после возбуждения дела, родителям было предложено подписать бумаги, которые нужно направлять в прокуратуру, а затем в суд.
Например, как рассказала мать ребят, при допросе сына следователь стучала кулаком по столу, а дочку в какой-то момент отвела в сторонку и сказала, что если девочка все скажет на брата, то всех – и ее, и брата, и маму, милиция отпустит. Девочка поверила и сказала, как просили.
Родителям же до и после допроса она рассказывала совсем другую историю. Также мать обратила внимание, что присутствующая при допросах ее детей психолог не останавливала следователя, когда видела явные факты давления на детей. Сама женщина не знала, что делать, так как в первый день не догадалась пригласить адвоката.
СК пообещал разобраться
Sputnik обратился в Следственный комитет Республики Беларусь с просьбой прокомментировать, как будет вестись столь деликатное дело, что будет предпринято, чтобы не допустить формальное расследование. А также будет ли дана оценка действиям следователя, который вынудил 8-летнюю девочку свидетельствовать против родного брата.
Пресс-служба Следственного комитета Республики Беларусь сообщила следующее:
«Уголовное дело принято к производству следственным управлением УСК по Гродненской области. Ход расследования контролируется центральным аппаратом Следственного комитета.
Касаемо якобы имевшихся фактов нарушения прав и законных интересов участников процесса, областным аппаратом проводится разбирательство.
Предание огласке иной информации об обстоятельствах расследования данного уголовного дела является не допустимым, так как речь идет о правах несовершеннолетних».
Что говорят родители?
Мать оказавшихся в центре внимания детей рассказала, что вскоре после ее обращения к журналисту Sputnik, районный следователь извинялась перед семьей. Говорила, что возможно переборщила, когда стучала кулаком по столу. Женщина добавила, что обстоятельства истории начали изучать более скурпулезно.
Есть и позитивная новость. В тот день, когда новость о ее сыне показали по всем государственным телеканалам и опубликовали СМИ, ребенку отказали в приеме в профессионально-технический лицей. Родителям это решение тогда показалось странным: до этого в учебном заведении говорили, что мальчик будет принят, а потом он внезапно перестал проходить по баллам.
Когда же мать рассказала свою версию истории, позиция у лицея снова изменилась. Семье объяснили, что были проблемы с медицинской справкой, попросили пройти заново. Мать удивлялась: «С таким состоянием здоровья, как у моего сына, даже в армию берут, а лицей сомневался». Сейчас учебное заведение все-таки приняло парня в число учащихся, с 1 сентября он поедет обучаться новой профессии.