«Дашь слабину — и мужики тебя просто сожрут». Гродненская модель о работе на СТО в Беларуси и США

Более 10 лет Юлия Якусик из Гродно занималась полировкой автомобилей, а последние два года живет и работает в США. Она рассказала ABW.BY, как совмещает работу в мастерской с работой фотомодели, как относятся к девушкам, которые занимаются «мужской работой», и чем отличаются отношение и работа в Беларуси и США.

В автомобильную индустрию Юлия попала не сразу. Сперва довелось поработать полировщицей фасадов на мебельной фабрике. Спустя год она купила свой первый автомобиль, в котором «решила навести красоту к лету». Так ее черная Hodna Civic стала первой машиной, которую Юля отполировала. После этого, по словам нашей героини, друг попросил отполировать его машину, затем второй, третий и так далее… Через какое-то время она уже учила ребят полировать, они учили ее красить.

Юлия признается, что покраске обучалась для «общего развития» и повышения мастерства полировки. «При полировке ты должен знать толщину лака, его разновидности, как убрать просадки после покраски, сколько и в каких места можно полировать и т.д. Есть много тонкостей, и мне нужно было это знать. После получения опыта в покраске у меня значительно выросло и качество полировки», — говорит девушка.

«Дашь слабину — и мужики тебя просто сожрут»

Юлия признается, что в Беларуси всегда ощущала со стороны мужчин жуткую дискриминацию, с которой ей приходилось постоянно бороться: «Каждый приходил и пытался учить тебя уму-разуму, даже несмотря на то, что ты делаешь это лучше».

Боролась с проявляющими агрессию коллегами девушка их же методами. «Дашь слабину — и мужики тебя просто сожрут, ведь ты вторгаешься на их территорию».

Справедливости ради Юля признает, что стадия «притирки» длилась недолго. По ее словам, уже через пару дней она становилась «своим чуваком».

«Вы что, сами полируете?!»

Клиенты тоже сначала с опаской и недоумением смотрели на девушку-полировщицу: «Им говорили: подождите, сейчас придет мастер. И тут прихожу я, метр в кепке» (рост Юлии 163 см.). По словам нашей героини, многие сначала не понимали, что делать машину будет именно она. Спрашивали: «Вы что, сами полируете?!»

И все же у Юли достаточно быстро сформировалась большая клиентская база. Со временем к ней на полировку нужно было записываться за несколько месяцев: «Весной ко мне приезжали те, кто записывался осенью или зимой».

«Юлька, это ты?» 

Помимо полировки машин девушка работала колористом. Благодаря этому стала еще и фотомоделью. Начальник предложил ей поучаствовать в конкурсе «Мисс колорист».

«Это были мои первые съемки, — вспоминает Юлия. — Выслать фото вовремя не успели, зато снимки попали на билборды. О чем я случайно узнала от знакомых. Мне начали звонить и писать: «Юлька, это ты?»

Так наша героиня освоила еще одну новую профессию. После этого случая предложения от фотографов посыпались сами собой. И, как говорит она, поток фотосессий практически не прекращался.

После переезда в США Юля продолжает сниматься. «Это, конечно, скорее просто хобби, а не источник дохода. Хотя, не скрою, за некоторые съемки все-таки платят», — призналась она.

При этом девушка говорит, что никогда не считала себя красавицей и уж тем более не думала, что сможет заниматься фотобизнесом.

«Решила остановиться»

Несмотря на все успехи в полировке машин, спустя 13 лет Юлия была вынуждена сменить профессию.

«Такая работа сильно бьет по здоровью. Разбиваются суставы. Когда я почувствовала, что уже на следующий год могут возникнуть большие проблемы, решила остановиться».

Девушка рассказывает, что долго искала себя в более «женских» профессиях. Отучилась на профессионального визажиста и мастера по наращиванию волос.

«Все хорошо получалось, но я чувствовала, что это не мое. Эти занятия не приносят мне того удовольствия, которое я получаю, когда работаю с автомобилями».

Любовь к машинам вернула Юлю в гараж. Последние годы она занимается беспокрасочным удалением вмятин.

К вмятинам — через фотосессию

Девушка говорит, что к ремеслу по удалению вмятин пришла совершенно случайно на съемках в Бресте, куда ее пригласил друг.

Он только завершил реставрацию Ford Mustang 1965 года и хотел сделать фото. «Mustang — это моя слабость, я не могла отказать и приехала». Фотосессия проходила в мастерской, где занимались беспокрасочным удалением вмятин, но учиться ровнять авто без покраски Юля пошла только спустя год.

Девушка признается, что очень любит дрифт и имеет «права» не только категории «В», но и «С», «Е».

«Был период, когда я занималась предпродажной подготовкой машин, мне предложили пригнать пару машин из Германии». После чего, как говорит сама Юля, ей «стрельнуло» в голову, она отучилась категории «С» и «Е», чтобы можно было ездить с лафетом. А совсем недавно на свой день рождения Юля сделала себе подарок в виде мотоцикла.

Друг предложил съездит в Штаты на недельку 

Переезд в США — это, по словам девушки, очередная случайность. Юле предложили слетать на недельку в Штаты, в гости к подруге, которую она не видела около двух лет.

«Неделя пребывания там меня очень впечатлила. Я посмотрела на всю эту жизнь, все эти возможности — и поняла, что обратно мне не хочется. Я вернулась домой, побыла еще месяца два и решилась поехать туда».

«Устроиться к американцу сложно»

Переехав в США, Юля сначала работала в полировке, так как с момента окончания учебы по удалению вмятин прошло всего две недели и у нее просто не было необходимого инструмента.

«В Штатах принято работать со своим инструментом, неважно, полировка это или удаление вмятин. Работодатель предоставляет только работу и место».

Наша героиня говорит, что найти работу в США несложно — сложнее найти именно хорошо оплачиваемую. «Устроиться на работу к американцам мигранту сложно». Но Юлии это удалось. Девушка признается, что час уговаривала владельца сервиса дать ей возможность показать, что она может. «Он сказал: ну ладно. И дал мне замыть и отполировать свежеокрашенное крыло черного цвета. Потом долго и чуть ли не с лупой рассматривал крыло, после чего сказал: «Приходи в понедельник к 8 утра, не опаздывай».

Юлия утверждает, что в Америке абсолютно везде достаточно показать, что ты хороший работник, и можно найти хорошую работу. И считает главной ошибкой большинства приезжих то, что они сразу идут устраиваться на работу ко вчерашним мигрантам: «В итоге человек долгие годы работает за копейки без какого-либо роста».


Костюмы, которые Юлия делает своими руками

«Приходи, я буду платить больше»

В первом месте наша героиня проработала всего несколько месяцев. Потом ее переманили в соседний сервис. «Пришел владелец соседнего дилерского автоцентра, увидел, что я полирую. Начал меня переманивать: приходи, я буду платить больше».

Девушка признается, что она, человек с белорусским менталитетом, была приятно шокирована реакцией работодателя: «Я подхожу к боссу и говорю, что сосед зовет меня к себе на работу. Он ответил: да, я знаю. Я сказала, что он мне предлагает такую-то зарплату. На что он сказал: «Это хорошие деньги, конечно, иди, я тебе заплатить столько не смогу. Но знай: если что, мы тебя всегда примем обратно».

Кроме того, Юлия говорит, что в США она никогда не сталкивалась с сексистским отношением: «Здесь абсолютно спокойно реагируют на девушек в сервисе. Никто не смотрит косо и не учит уму-разуму. Относятся абсолютно одинаково ко всем. Мужчины здесь нормально реагируют, это не Беларусь с постоянными «подкатами» и повышенным вниманием».

«Здесь люди работают для того, чтобы жить, а не выживать»

Девушка говорит, что за два года ни секунды не думала о том, чтобы вернуться на Родину: «Здесь люди работают для того, чтобы жить, а не выживать. И живут достаточно хорошо. Даже приезжие живут на порядок выше, чем люди в Беларуси, которые работают на заводах или пытаются создать какой-то бизнес. Тут намного больше возможностей, люди живут в свое удовольствие».