Чего не хватает гродненскому общепиту, зачем нужны места, похожие на русский «Теремок», и почему официанты – это лицо заведения, а не только обслуживающий персонал. Hrodna.life поговорил с фудблогерами Гродно – людьми, которые любят ходить в гродненские кафе и рестораны и знают о них чуть больше других.
Катерина Забелина: “Стандартные десерты из заморозки, однообразные интерьеры, много фастфуда”
Мне не хватает разнообразия. Большинство заведений с похожим меню и десертами, однообразные интерьеры. Хочется пробовать новые блюда, удивляться ассортименту, но не ценам. Не хватает заведения с пирогами типа “Штолле” в Минске и пекарни-кондитерской типа “Бриошь”, пирожных, как в “Мулен”. Может быть, какого-то специализированного молодежного заведения с традиционной, но «осовремененной» белорусской кухней. Такого заведения, как “Теремок” в России с картошкой и гречневой кашей, но именно белорусского бренда. Может быть, запеченой белорусской картошкой: с сыром или с творогом. Я пробовала такую в Польше.
Читайте также: |
Пользовались бы спросом новые, доступные по цене и с качественной едой столовые-буфеты, типа “Большого Буфета”, и заведение с бутербродами наподобие Subway. Не хватает пекарни, чтобы прямо при тебе пекли и продавали выпечку. Возможно, специализированного заведения с азиатской кухней, и особенных белорусских напитков, возможно, коктейлей. Со снытью и медом, например. Видела рецепт такого у Оли Гаврилик из “Медового шляха”.
Видела на мастер-классах в кулинарной студии Foodzone, что в Гродно кондитеры умеют делать потрясающе красивые торты. Очень бы хотелось, чтобы в Гродно было элитное кафе, в котором можно было бы выпить чаю с такими, пусть даже дорогими тортами. Чтоб поход в такое заведение был событием.
Из проблем можно назвать однообразие блюд и интерьеров. Часто прихожу во вновь открывшееся заведение и понимаю, что, такие же, например, диванчики, как в таком-то кафе, а стены, как в другом. Десерты и круасаны из заморозки стандартные. Я не против Макдональдс, пусть будет и такое заведение. Но очень много однообразного фастфуда в Гродно. Хочется видеть заведения с максимально здоровой пищей, не обязательно вегетарианские, а рассчитанные и на вегетарианцев, и на мясоедов.
Еще из проблем – цены на уровне европейских. Сложилось впечатление, что некоторые заведения открыты не для нас – жителей Гродно, а сугубо для туристов. А также качество еды и обслуживания. При открытии заведения стараются заработать хорошую репутацию, но потом креветок в пиццах становится все меньше, обслуживание начинает прихрамывать.
Мест стало больше, музыка лучше… Спасибо безвизу!
Если сравнить ситуацию с общепитом 10 лет назад и сейчас, то вижу положительную тенденцию. За последние годы количество заведений увеличилось в разы. Это очень радует. Новые заведения с хорошей едой и качественным кофе и десертами будут востребованы.
Всегда очень радует, когда в кафе звучит живая музыка, как в “Ретро”, “Гринвиче”, “Крононе”. Большой плюс, когда вместо телевизора с музыкальным каналом можно послушать местную группу. Не ожидала ничего особенного от заведения “Драники”. Была приятно поражена фоновой музыкой: Битлз, Челентано. В «КофеКо» тоже понравилась фоновая музыка.
Туристический “безвиз” – стал самым большим толчком в развитии общепита городе. Также помогает развиваться общепиту финансовая состоятельность горожан. Сейчас стало модным проводить время в кафе. Если раньше молодежь встречалась на “Батории” и просто гуляла по центру, то теперь молодежная тусовка осела в барах и кафе.
Теперь можно не просто посидеть вечером в каком-то одном кафе, но и совершить “рейд” по кафе и барам, дегустируя в каждом из них какой-то коктейль и потом переходить в следующий.
Куда пойти туристу?
В первую очередь, я бы посоветовала туристам подняться на смотровую площадку на ТД “Неман” и заглянуть на бокал вина на “Крышу мира”, выпить хороший кофе в “Нашей каве” или “Просто кофе” , а вечером побывать в “Гринвиче” на концерте.
Если нужно перекусить быстро и недорого, то можно купить пиццу в “Пиццатраке” или забежать в дружелюбную “Go Go pizza” или итальянское “Форно”. Туристам-эстетам предложила бы какао с джемом в “Какао” или “запеченным кофе” в “КофеКо”. Еще очень классно можно провести время на кулинарном мастер-классе в Foodzone: сам приготовил – сам съел.
Не только поесть, но и впечатления
Через пару лет я хотела бы видеть общепит Гродно с адекватными ценами, авторскими блюдами, вкусными, желательно низкокалорийными десертами, с оригинальными интерьерами. Хочется приходить и приятно удивляться. Потому что кафе и рестораны, это не только про поесть, но и про впечатления.
Анастасия Яроцкая: “Тухло, не то, что во Львове. И дорого – почти роскошь”
Очень не хватает оригинальных заведений с идеей и фишкой. Какой-то темой как в обслуживании, так и в интерьере. Далеко ездить не надо – Львов. Наверное, каждый третий уже съездил туда с гастро-алкотуром и влюбился в их колоритные кафешки. У нас в этом плане тухло. Просто посидеть-поесть или в лучшем случае поплясать под кавер-бэнды с одинаковым надоевшим репертуаром.
Самые большие вопросы у меня к персоналу. Особенно это бросается в глаза, когда возвращаешься после путешествий. Например, официанты. Вот им сказали быть вежливыми – они вежливые, но если ситуация нестандартная, необходимо реагировать за рамками программы, импровизировать – они уже не могут, теряются. Слишком скованные, напуганные, или наоборот, не чувствуют границы дружелюбного общения и переходят на панибратство, фамильярничают. Знаю, что некоторые кафе вкладывают деньги в тренинги с персоналом, но это большая редкость, чаще собственник принимает решение экономить на этом пункте, а ведь качество еды и обслуживание важнее чем лишняя красивая деталь в интерьере.
Немного щедрости, хотя бы ложной
Хочется больше гибкости в процессах. Например, мой любимый коктейль “Кровавая Мэри” делается элементарно. Когда я не нахожу его в меню – прошу бармена сделать. Для многих это становится проблемой. Это опять к вопросу выхода за рамки стандартной ситуации. Может быть, просто не хотят напрягаться? Казалось бы, сделай, напрягись чуть-чуть, клиент же потом всем пойдет и расскажет: какой хорошее клиентоориентированное заведение!
Или вот мой тест: я прошу простой воды, не “Бонакву” за деньги, а простой воды из кулера. Это тоже многих приводит в смятение: принести бесплатно воды?.. Поднимают брови в недоумении и предлагают воду из-под крана.
Хочется немного щедрости, хотя бы ложной. Повысьте цены на 30 копеек, но подавайте хлеб бесплатно, кувшины с водой, в котором плавает апельсинчик, какой-то комплимент от шефа в ожидании еды, поставьте кетчуп, соус бесплатно. Ощущение, что хозяин скорее наступит себе на горло, но такое не позволит. А ведь пойдет хороший слух и люди потянутся.
В пятницу и субботу в центре все забито, но в будни занята едва ли треть столов. Заведения выживают на корпоративах и свадьбах? Скажу прямо: у нас дорого! Посидеть семьей, поужинать, слегка выпить – это сегодня уже почти роскошь. А так хочется как в фильмах: “Дорогой, я так устала, поехали поужинаем в ресторан”. Вы такое себе представляете?
У нас и у них
Еще частая ситуация. Суббота вечер. Зал пустой, но на большинстве столов стоят таблички “забронировано”. Многие действительно заказаны на определенное время, а есть и те, которые стоят в ожидании солидных кошельков. То есть администратор оценивает вас: достаточно ли вы солидны, чтобы убрать табличку для вас. Ох, сомневаюсь, что они всегда по внешнему виду способны узнать тех самых желанных клиентов.
Ни разу за границей (а путешествую я как типичный турист в кедах и с большим рюкзаком) мне не отказывали в столике, просто просили освободить его, например через два часа, потому что он заказан людьми. Наверное, опять о вопросе гибкости персонала.
Мы привлекаем туристов в Гродно. Не скажу, что общепит готов к ним: нужно меню на иностранных языках, хороший английский у официантов или хотя бы одного из смены. Я часто слышу: мол, в Мадриде, Париже, нету меню на английском и часто местный персонал его не знает. Но ведь у них и так миллионы туристов и им не надо завлекать и специально обхаживать их. А если уж мы решили поконкурировать с такими классными городами рядом, как Краков, Вильнюс, Львов, хотя у нас нету такой архитектуры, то тогда мы должны создать комфорт для приезжих хотя бы в сфере обслуживания. И дайте наконец по несколько сортов разливного разного беларуского пива! Кстати, молодцы, например, кафе «Магнолия» – сделали доступные по ценам комплексные обеды выходного дня.
Сегодня лучшие для меня кофейни – это «Наша кава» – атмосфера, «Проходная» – самодельные десерты. Бары – “Куба», «Фарадей», «Молоко», «Корица». Чтобы удивить туристов, советую «Кронон». Вкусно поесть можно в «Веранде», «Пивном ресторане «Неман». Поплясать и развеяться по полной в «Гринвиче», «Фарадее».
Вадимати: “Хозяева должны общаться с клиентами”
Я за то, чтобы у нас открывалось больше общепита. В Бресте такая улица есть, в Минске Зыбицкая – там общепит на общепите. Тем более, у нас туристический город. Фудтраков хотелось бы побольше, а то у нас их три штуки и обчелся.
Хотелось бы, чтобы хозяева своих заведений общались с клиентами. Это очень распространено в Европе. Приятно, когда хозяин выйдет к тебе, угостит чем-нибудь. Лучше вместо накопительных скидочных карт выйти самому и сделать скидку – это будет приятно. И сразу располагает к заведению.
Я сейчас был в Шри-Ланке и так подружился с одним заведением, что только туда и ходил. А у нас хозяева открыли заведение – и ждут чего-то. Я с ними встречался только на премиях и гастрофесте, а такого живого общения не живу. И вот жалуются – мы открываем, а людей нету. Это главная ошибка наших заведений. Наемные люди не будут работать так, как сам хозяин.
Мало национальных кухонь, не ценят персонал, мало вечеринок
Из проблем назову однотипность – нету национальных кухонь. Даже белорусской мало, грузинской мало. Стейки, стейки, салаты цезарь, пиццы, роллы. А хотелось бы разнообразия. Хотя, наверное, общепит и заведения сами знают, что им надо и что люди едят. Гурманом не могу себя назвать, я ем все, но мне хотелось бы попробовать побольше кухонь – азиатских, восточных.
Самая главная проблема: я хочу приходить в заведения и видеть одних и тех же официантов, одних и тех же барменов. Они часто меняются у нас. Хозяева не держатся за постоянных официантов. А мне приятно прийти в заведение, где я знаю официантов. Я приду в заведение, где меня хорошо обслужили. За границей это семейный бизнес и люди работают годами. У нас как-то не ценят наш обслуживающий персонал. А мне кажется, залог успеха заведения – один сплоченный коллектив. Лицо заведения – это официанты и администратор.
Кофеен у нас много, поесть тоже есть где. На данный момент у нас много заведений открывается, и я этому рад. И еще больше хотелось бы. Если туризм развивать, то и больше заведений надо. Но туристы у нас только на выходных в большинстве. Все зависит от бюджета белорусов – что у них в кармане, ходят они или нет.
Хочется, чтобы больше вечеринок делали в заведениях, предлагали блогерам собраться. Не ждать клиента, а надо делать, чтобы клиент к ним сам шел.
“Когда у нас такое будет – не знаю”
От заведений в других странах можно позаимствовать коммуникабельность. Вот, например, мы в Греции отдыхали. Искали долго заведение по tripadvisor’у. Оказалось, оно за 5 км, мы пешком шли и пришли около 23.00. Оно уже закрывалось, убирали столы, но мы пришли, и нам открыли заведение, накормили бонусами. А потом хозяин каждый вечер ездил за 5 км и привозил нас к себе в кафе. Нам было приятно – мы отдыхали там 11 дней и 11 дней ели в одном заведении. Нам сделали скидку, подарили с собой вина, мы им «Зубровку» нашу подарили. Сдружились с заведением и до сих пор общаемся. Когда у нас такое будет – не знаю.
Помогут развиваться фестивали, бонусы и, конечно, поддержка местных органов управления. Можно снизить аренду начинающим или дать год бесплатно развивать свой бизнес, а потом платить налоги. Когда нет дохода у заведения – бывают такие времена, – чтобы снижали налоги и шли навстречу.
Все зависит от достатка людей
У меня много любимых заведений – «Хани Кабани», «Санвино», «Большой Буфет», «Золотой Теленок» сейчас поменялся. «Мята», «Гранат» – новые заведения, «Гудини». Фудтраки – сейчас появился новый с бельгийской картошкой. Из кофеен – «Кофе Саунд», фургончик «Wake cup». Там очень нравятся лимонады облепиховые – шедеврально. Кальянные у нас хорошие. Хорошая доставка еды в Beerлоге и DreamFish.
Хочется, чтобы общепит развивался и делал уклон под людей и, конечно, очень важна для потребителей цена. Надеюсь, что с каждым годом все будет лучше и лучше. Но общепит зависит от экономики и достатка людей.
Егор Рытвинский, организатор фестиваля Vulitsa Ezha: “Развитие есть там, где конкуренция”
Мы можем оценивать их [гродненских участников фестиваля – ред.] с точки зрения готовности участвовать в Vulitsa Ezha и их желании развиваться. Если тенденция останется такой же, и мы продолжим делать фестивали в Гродно и прививать культуру потребления качественного продукта вне заведений, через некоторое время заведения подтянутся и поймут, что это рабочая концепция, и это станет модно.
Многие тренды доходят в Беларусь с опозданием на пару лет. Это нормальный процесс, что где-то что-то зарождается, куда-то приходит. У нас все тренды оседают в Минске, потому что рынок больше, покупательская способность больше. Больше тех, кто готов рисковать и тестировать эти тренды. Проходит какое-то время, и все это доходит в регионы. Плохо то, что здесь чуть сложнее, и конкуренция меньше. Там, где она есть, все развивается гораздо лучше.
Продвинуть гастрономию можно совместными усилиями тех, кто в этом заинтересован. Это мы, заведения общепита, которые пытаются развиваться и делать проекты, это городские власти, от которых зависят условия работы, гости и жители городов. Думаю, что если ставить себе целью развиваться, через 5 лет белорусская гастрономия станет в один уровень в украинской и российской. Пока что до них нам далеко.