Купить в «конфискате» – и «обломаться» при постановке на учет в ГАИ? Может быть и такое!

Не секрет, что на рынке «вторички» продаются авто с разной историей. Можно нечаянно стать владельцем автомобиля, находящегося в залоге у российского банка, купить машину с видоизмененным номером кузова или совершенно неожиданно для себя приобрести авто, на котором перевозили контрабанду.

«Бэушные» орудия труда контрабандистов попадают на рынок двумя путями — их продают как сами владельцы, так и Торговый дом «Восточный», который занимается реализацией конфискованного транспорта. Однако мало кто знает, что даже после официальной и юридически чистой покупки в МРЭО могут отказать в постановке таких машин на учет! Как так? Рассказывает abw.by

Купить — и удивиться

Автомобили, предназначенные для перевозки контрабанды, как правило, имеют различные «доработки», от дополнительных отверстий в порогах и лонжеронах до двойного днища и крыши. В них может быть переоборудовано все, включая газовые баллоны. Все полезное пространство уходит в пользу тайных полостей.

Типичный пример — Alfa Romeo 166, которая была замечена нашим корреспондентом в декабре 2018 года. У автомобиля отсутствовал топливный бак.

Опустим вопрос безопасности таких машин — ответ очевиден. Важно другое: как смотрит на переоборудованные авто закон? Оказалось, крайне отрицательно. Незаконность эксплуатации таких ТС подтвердила ГАИ в ответ на наш запрос.

В соответствии с Положением о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий является: наличие на ТС видимых повреждений, отсутствие элементов конструкции, не позволяющих осуществлять движение по дороге и перевозку пассажиров, грузов или установленного на них оборудования.

Также нельзя зарегистрировать автомобили, переоборудованные без соблюдения порядка, установленного законодательством…

Переоборудование — внесение изменений в конструкцию ТС. Исключение — установка предусмотренных или не предусмотренных конструкцией конкретного ТС составных частей и предметов оборудования, выполненная после выпуска ТС в обращение и не влияющая на безопасность дорожного движения.

 

В ГАИ заверили, что если при регистрации ТС будут выявлены вышеуказанные факты, в осуществлении регистрационных действий будет отказано!

Мы от себя добавим, что произойдет это в случае, конечно, если изменения в конструкции заметит сотрудник ГАИ.

И дело здесь не в некомпетентности работников ГАИ. Во-первых, определить, переоборудовано авто для перевозки контрабанды или нет, достаточно сложно (оно и неудивительно, ведь все делается для того, чтобы это не было заметно). Во-вторых, сверка номеров в ГАИ — это не таможенный осмотр со сканером, позволяющим «просветить» машину. Даже заметить двойной отсек между мотором и салоном тоже непростая задача. Поэтому благополучный сценарий постановки такого авто на учет весьма вероятен.

Эксплуатация не допускается

В то же время успешная регистрация переделанного ТС в ГАИ не означает, что в будущем у вас не возникнет проблем с данным авто.

В соответствии с п.194.4 ПДД РБ запрещается участие в дорожном движении ТС, переоборудованного (путем изменения типа и (или) назначения, а также весовых, габаритных или иных технических характеристик, предусмотренных документацией завода-изготовителя) без согласования с ГАИ в порядке, установленным МВД.

Так, впоследствие наличие в авто двойного дна могут заметить при прохождении гостехосмотра.

Значит ли это, что государственная площадка для продажи автомобилей не гарантирует нахождения  выставляемых на торги авто в правовом поле?

Узнать позицию ТД «Восточный» нам не удалось. Ответ на электронное обращение от 23 апреля, отправленное через форму на сайте организации и продублированное в виде письма на электронную почту, мы так и не получили. Попытки выяснить по телефону, почему так вышло, равно как и получить ответы на волнующие читателей и редакцию вопросы, не увенчались успехом.

Зато ранее в разговорах по телефону под видом рядовых граждан мы узнали, что в описании на сайте не всегда указывается информация о том, имеются ли у автомобиля изменения в конструкции, не предусмотренные заводом-изготовителем. Как нам пояснили, такая информация в описании появляется лишь в том случае, когда при оценке эксперт замечает факт переделки.

И здесь стоит делать скидку на то, что эксперт (оценщик) при осмотре ТС тоже может ничего не заметить. Равно как и не знать, что указатели поворотов и декоративные отражатели — это разные вещи. Так, на сайте можно найти Volkswagen Passat B4 1996 года выпуска. В описании к автомобилю указано, что у авто отсутствуют передние повороты. Хотя на фото отчетливо видно, что передние повороты находятся в месте, предусмотренном заводом-изготовителем.

С другой стороны, встает вопрос о желании продавца (ТД «Восточный») узнать о машине все, что требуется. Площадка располагает данными, откуда и по какой причине та или иная машина поступила на реализацию. И изъятие ТС за незаконное перемещение товаров через границу — чем не повод проявить бдительность?

Конечно, даже в случае покупки переоборудованного авто ситуация вовсе не безвыходная. Поставить на учет такое ТС получится, хотя и не сразу. Как пояснили в ГАИ, собственник авто может привести конструкцию ТС в соответствие с требованиями, предусмотренными заводом-изготовителем (установить топливный бак, демонтировать тайники и т.д.), после чего автомобиль будет зарегистрирован.

Итак, вероятность купить переоборудованный автомобиль есть всегда. И коль скоро на открытость продавцов рассчитывать не приходится, покупателю стоит взять инициативу в свои руки. Если у вас возникают подозрения, звоните и расспрашивайте подробно об автомобиле. В ТД «Восточный» дают информацию и по телефону, и прямо на площадке. Не отказывают в беседах, как правило, и частные продавцы. Ради эксперимента ABW.BY уже обзванивал нескольких автовдалельцев из приграничных регионов. Как результат — после дополнительных вопросов продавцы все же признавались, что их авто имеют «конструктивные изменения». Так что общее правило остается рабочим и тут: спасение покупателя — дело рук самого покупателя.