Cколько тонн мусора собирают в Гродно за год и сколько бумажных жировок печатается каждый месяц: Интервью с гендиректором Гродненского городского ЖКХ

Пожалуй, если составить ТОП самых популярных вопросов, с которыми обращаются гродненцы к руководителям города во время прямых линий, то первое место уверенно займёт жилищно-коммунальная сфера. Почему? С этим вопросом корреспонденты журнала «Гродно» обратились к генеральному директору Гродненского городского ЖКХ. Впрочем, ответ получили не только на этот вопрос.

Читайте «Актуальное интервью» с Дмитрием Савошевичем и вы узнаете: сколько тонн мусора собирают гродненцы за год и сколько бумажных жировок печатается каждый месяц, сколько километров тепловых сетей заменили на новые и сколько метров квадратных ждёт в этом году капремонта, сколько обращений поступает ежедневно на номер 115 и сколько железа в воде из-под крана…

– Дмитрий Валерьевич, как считаете, почему чаще всего на прямых линиях звучат вопросы, связанные с ЖКХ?

– Да, действительно, подавляющее большинство обращений затрагивает вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством. Чаще всего наших горожан волнует содержание улично-дорожной сети, благоустройство и уборка придомовых территорий, озеленение. На втором месте по частоте обращений – вопросы, связанные с ремонтом, эксплуатацией и содержанием жилищного фонда. Это капитальный и текущий ремонт, качество работ, сроки выполнения. Это самые наболевшие вопросы жителей, которые не остаются без внимания. И я считаю, очень хорошо, что люди стремятся сделать жизнь в своих домах наиболее комфортной, чтобы дороги были лучше, а дворы красивее. Ведь дома мы проводим значительную часть своей жизни. Отсюда, думаю, и такое неравнодушное отношение к сфере ЖКХ.

– Когда вступили в должность руководителя городского ЖКХ, Вы обозначили для себя первостепенные задачи – благоустройство дворов, а также дорог в микрорайонах индивидуальной застройки, замена изношенных теплотрасс. Что сделано в этом направлении?

– За 2018 год заменили 13 км теп-ловых сетей в рамках модернизации и реконструкции. Всего на балансе УЖРЭП Ленинского и Октябрьского районов находится 360 км тепловых сетей. Реализованы проекты по строительству улиц в микрорайоне индивидуальной жилой застройки «Погораны-Кошевники» (улица Творческая), м-н Барановичи 5, 6 (улицы Полянная, Головача). Сейчас ведутся работы по строительству дорог в гравийном исполнении – это улицы И. Мележа, Суничная, Волейбольная. Постоянно ведутся работы по ремонту внутридворовых территорий жилого фонда Гродно.

– С конца мая начинается плановое отключение горячей воды в гродненских квартирах, что, конечно, не радует горожан. Можно ли обойтись без отключения вовсе или сократить сроки?

– Считаю, что на данном этапе без отключения никак нельзя обойтись. Тепловые сети и сети горячего водоснабжения должны проходить испытания, и на них должен проводиться текущий ремонт. Без отключения можно обойтись, если в домах устанавливать индивидуальные приборы отопления – электроводонагреватели на горячее водоснабжение и газовые котлы на отопление и горячее водоснабжение, как, например, по улице Санаторная, 25. Однако это в большей мере касается маломерного жилого фонда, чем многоквартирного.

А сроки и так максимально сокращены. Раньше, если помните, горячую воду отключали на целый месяц. Сейчас на 14 дней, но обычно включают раньше этого срока.

– Вы говорили, что гродненцы стремятся к комфорту и красоте в своих домах и дворах. Яркий пример – деятельность КТОСов?

– Вообще, система территориального общественного самоуправления Гродно функционирует уже восемь лет. Наиболее действенно она представлена комитетами территориального общественного самоуправления (КТОС) при ЖЭСах. В основном КТОСы занимаются благоустройством и улучшением эстетического вида дворов, устанавливают различные архитектурные формы, разбивают клумбы… Важно и то, что они проводят большую информационную работу по пожарной безопасности среди жильцов, следят за сохранностью имущества. Проводят субботники, общественные акции, обращаясь в местные ЖЭСы и УЖРЭПы за помощью в проведении различных мероприятий. Приятно жить в чистом, красивом, благоустроенном городе, и ещё приятнее осознавать, что многое сделано твоими руками.

– По Вашим наблюдениям, наши горожане интересуются жилищно-коммунальной сферой, своими правами и обязанностями в этой сфере? Как можно повышать коммунальную грамотность?

– Наверняка вы слышали о «портале коммунальной грамотности» (gkx.by), там можно и изучить все нормативные документы, касающиеся сферы ЖКХ, и задать вопрос онлайн. И знаете, наблюдаю, что гродненцы интересуются темой жилищно-коммунального хозяйства. Приходя на приём по какому-либо вопросу, ссылаются на конкретные нормативные акты. Так что наши горожане очень даже подкованы в этой сфере.

– В Концепции совершенствования и развития ЖКХ до 2025 года определены основные направления работы сферы ЖКХ Беларуси. Среди них – совершенствование системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Как в Гродно обстоят дела с мусором? Раздельный сбор мусора прижился?

– Можно смело утверждать, что раздельный сбор мусора прижился у нас в Гродно. В рамках строительства мусоросортировочного завода реализован второй компонент: приобретено 44 мусоровоза, 10 единиц техники на перевозку крупногабаритных отходов. В городе заварено более 3 тысяч мусоропроводов. Построено более 800 контейнерных площадок в спальных районах и приобретено более 9 тысяч контейнеров, из них 50 процентов – для сбора вторсырья. Для частных домовладений приобретено более 22 тысяч контейнеров для сбора полимеров, стекла и смешанных отходов, они были переданы жителям на безвозмездной основе, только с подписанием акта о сохранности контейнера.

За год в городе Гродно образуется от 140 до 160 тысяч тонн мусора, из них изымается 41 тысяча тонн вторсырья – это 26 процентов. С каждым годом наблюдается прогресс. Когда начинали, этот процент был всего 14…

– Приходилось слышать от горожан, мол, мы сортируем мусор, а потом его всё равно в одну кучу сваливают…

– Да, нам иногда звонят неравнодушные граждане, говорят, что и пластик, и стекло, и смешанные отходы – всё забирает один и тот же мусоровоз. Жильцы издалека смотрят: сегодня машина забрала отходы из одного контейнера, завтра такая же машина забирает другие отходы… Дело в том, что спецмашины для вывоза отходов очень похожи, они одного цвета, одной марки. Обращайте внимание на надписи на борту: ВМР значит «вторичные материальные ресурсы», т.е. вывоз пластика, бумаги и стекла. Будем рады, если жильцы подскажут случаи нарушений.

– До 2025 года в стране планируется 100 процентов потребителей нашей страны обеспечить качественной питьевой водой. А в Гродно проблема с качеством воды существует?

– Если лет двадцать назад были претензии к качеству воды – город обеспечивался водой из Немана, то сегодня весь город обеспечен артезианской водой из скважин, которую существующие станции обезжелезивания очищают до соответствия гигиеническим требованиям. Показатели даже ниже нормативных. Например, содержание железа в питьевой воде не должно превышать 0,3 мг/л, в Гродно этот показатель стабильно удерживается на уровне 0,1 мг/л. У нас очень жёсткий контроль качества питьевой воды. Уверяю вас: пить воду из крана в Гродно можно! И, на мой взгляд, она ничуть не хуже бутиллированной.

– Традиционно самая дорогая коммунальная услуга – теплоснабжение. Здесь есть возможности для экономии?

– Варианты экономии тепловой энергии есть. В первую очередь, это модернизация наружных тепловых сетей – перекладка наружных теплофикационных систем на ПИ-трубы (стальные трубы, покрытые сверху слоем пенополиуретановой изоляции, который заключён в цинковую или полиэтиленовую оболочку). Кроме того, это капитальный ремонт жилфонда с элементами модернизации – утепление жилых домов (торцевых стен, фасадов, кровель). В планах перевод на поквартирное регулирование с помощью индивидуальных приборов учёта тепла, а также устройство индивидуальных тепловых пунктов в жилых домах. У нас сейчас в основном стоят центральные тепловые пункты, но гораздо эффективнее устройство таких небольших пунктов в каждом доме, это снизит тепловые потери и коэффициент полезного действия будет выше.

– Ещё одно важное направление, согласно Концепции, – повышение престижности работы в ЖКХ. Меняется ли имидж работников жилищно-коммунального хозяйства? Где обучаются специалисты, где повышают квалификацию?

– За последние годы очень изменился состав нашей команды, квалифицированных сотрудников в сфере ЖКХ становится с каждым годом всё больше. Наши специалисты постоянно повышают свой образовательный уровень, учатся в вузах, средних специальных учебных заведениях, в том числе в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Повышают профессиональный уровень в Государственном центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов «Жилком», Гродненском областном центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов жилищно-коммунального хозяйства и в других учебных заведениях. Радует, что состав Гродненского ЖКХ постепенно омолаживается.

– Дмитрий Валерьевич, Вы работаете в сфере ЖКХ уже много лет. Начинали с должности начальника участка в «Горсвете», затем поработали в УЖРЭП и Ленинского, и Октябрьского районов. Сильно ли всё поменялось, к примеру, за последние 10 лет?

– Система ЖКХ не стоит на месте и старается идти в ногу со временем. Мы не имеем права оставаться в стороне от новых технологий. И многие инновации направлены на улучшение качества оказываемых услуг и удобство для потребителей. Как вы знаете, в прошлом году у нас в городе появился контактный центр 115 и портал «Мой город 115.бел». С целью централизованного приёма заявок с февраля этого года Гродненское городское ЖКХ осуществляет функции единого контакт-центра по городу Гродно. Сегодня все жилищно-эскплуатационные службы переключены на централизованную диспетчерскую нашего контакт-центра. Жильцу не нужно знать номер ЖЭСа и других служб, нужно знать только один номер – 115. Все обращения анализируются, не менее 30-40 процентов обратившихся специалист обзванивает в дальнейшем, чтобы узнать, как решилась его проблема. За месяц контакт-центр принимает в среднем 7 тысяч звонков, по 200-250 звонков в день. Работает 5 операторов, служба круглосуточная.

На портал «Мой город 115.бел» поступило почти полторы тысячи запросов от гродненцев. Около 60 процентов заявок выполнены, 23 процента – на контроле, более 15 процентов – в работе. Запросы пов-седневного характера разрешаются в максимально короткие сроки, а по запросам, требующим значительных финансовых вложений, пользователям направляются соответствующие разъяснения.

Что касается системы «Расчёт ЖКУ», это очень удобно и максимально понятно для потребителей, по каждой услуге имеется разъяснение. Хочу обратить внимание гродненцев: получать счета-извещения об оплате ЖКУ вы можете и в электронном виде. Для этого нужно подойти в расчётно-справочный центр и оставить адрес вашей электронной почты. Не нужно будет ждать извещение в почтовом ящике, оно будет приходить на вашу электронную почту. Получил, посмотрел и оплатил сразу через интернет…

– Бумажные жировки скоро исчезнут?

– К этому нужно стремиться. Представьте: в Гродно 80 тысяч лицевых счетов, а значит, 80 тысяч листов мы печатаем каждый месяц. Бумага, краска – это ведь всё тоже затраты.

– Капитальный ремонт домов: каков план на 2019 год и что уже сделано?

– К концу года планируется ввести в эксплуатацию после проведения капитального ремонта более 134 тыс.м2 площади жилых квартир. Информация общедоступна: списки домов, подлежащих капремонту, публикуются в СМИ, и каждый горожанин может узнать, ожидается в ближайшее время ремонт в его доме или нет. До конца года планируется завершить строительно-монтажные работы на более чем 60 объектах, из них уже 13 объектов введено в эксплуатацию.

В связи с изменением законодательства в этом году каждый дом перед началом проведения капремонта проходит обследование с участием специализированных организаций, которые определяются посредством торгов. Специалисты делают заключение, и мы видим, что не соответствует стандартам. Раньше такое обследование домов проводили только специалисты ЖЭСов, определяли визуально. Сейчас проводится более точное обследование дома с тепловизорной съёмкой и объективными показателями. После заключения мы проводим встречи с жильцами дома, рассказываем, какие работы будут проводиться за счет бюджета. Кстати, жильцы могут провести дополнительные работы за счёт собственных средств, например, утепление не только торцевых стен, но и фасадов. Совсем недавно жильцы с Фолюша при капремонте изъявили желание провести утепление дополнительно за счёт собственных средств.

– С недавнего времени подрядчики на выполнение работ определяются на конкурсной основе, в том числе с участием частных организаций. В Гродно есть опыт работы с частниками в сфере ЖКХ?

– Подрядчики на все виды работ определяются на конкурсной основе. Это и содержание городских территорий, текущий, капитальный ремонт жилфонда. В капремонте у нас принимают участие фирмы с частной формой собственности. Сейчас вот объявлена процедура торгов по определению подрядчика на кошение травы, и тоже появились несколько частных организаций, желающих принять участие. Всего в 2019 году планируется провести около 600 процедур торгов.

Торги содействуют добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров и услуг, а значит, позволяют экономить средства по капитальному ремонту, текущему содержанию и ремонту объектов благоустройства города от 10 до 18 процентов. Наибольший процент экономии средств – 28 процентов – в сфере капитального ремонта жилищного фонда.