Областные аэропорты показывают обнадеживающий рост пассажиропотока с начала года — 400%, при задаче удвоения пассажиропотока. Об этом рассказал директор департамента по авиации Артем Сикорский в интервью агентству «Интерфакс». Чиновник напомнил, что в 2018 году областные аэропорты обслужили около 100 тыс. человек. Больше всего — Гомельский (около 43 тыс. пассажиров), остальные — по 15−20 тыс.
Минтранс рассчитывал, что в первую очередь драйвером роста станут чартерные программы. В 2018 году в Беларуси впервые начала выполняться круглогодичная чартерная программа из областных аэропортов. В прошлом году таких рейсов было 295. Запланировано, что в 2019 году их число составит уже порядка 500.
Следующий этап — регулярные рейсы. Но с ними сложнее из-за ситуации, которая складывается в области регулярных авиаперевозок: из-за значительного роста стоимости топлива — не только у нас в стране, но и в РФ, и Европе — авиакомпании очень осторожно открывают новые рейсы.
Артем Сикорский
Он добавил, что авиационная администрация Польши подтвердила интерес к открытию регулярных рейсов в Гомель и Гродно. В эти же аэропорты возможно открытие рейсов азербайджанской лоукост-компании Buta Airways. Далее дело за самими авиакомпаниями — они начинают просчитывать привлекательность того или иного рейса.
Задача Минтранса состоит в том, чтобы создать условия для прихода перевозчиков различных бизнес-моделей — традиционных авиакомпаний, лоукост-компаний и чартерных перевозчиков, подчеркнул Сикорский.
Ранее сообщалось о возможности прихода в Беларусь венгерской авиакомпании Wizz Air. На какой стадии находятся переговоры?
— Еще раз повторюсь – департамент не ведет переговоры непосредственно с авиакомпанией. Мы общаемся с авиационными властями другого государства. К примеру, чтобы пришел венгерский лоукост, мы общаемся с авиационными властями Венгрии либо с послом Венгрии. А сама компания уже ведет переговоры с конкретным аэропортом по условиям выполнения своих полетов.
Между нами (белорусскими и венгерскими авиационными властями – ИФ) нет никаких нерешенных вопросов. Теперь мяч на стороне авиаперевозчика. Если ему будет интересно это направление – он придет.
О каких-то конкретных сроках можно говорить?
— Нет. Wizz Air даже не подавал документы на аккредитацию для полетов в Беларусь.
При каких условиях лоукост-перевозчикам могут быть интересны полеты в страну?
— Прежде всего, нужен пассажиропоток, который бы обеспечивал постоянную загрузку рейсов. Например, по популярным туристическим направлениям.
В странах Евросоюза загрузку обеспечивает также значительный поток трудовых мигрантов. Мы еще не настолько активны в этом движении.
Еще одним фактором является предоставление дотаций и скидок со стороны аэропорта. Вильнюсский аэропорт, например, сообщал, что работает по такому принципу. У нас возможности дотировать нет.
Почему именно региональные аэропорты, и прежде всего Гродненский, рассматриваются как площадка для лоукост-компаний?
— Одна из основных расходных статей при выполнении рейса – аэронавигационный сбор. Он оплачивается за каждые 100 км пройденного пути и составляет до 20% стоимости рейса. Самолеты, идущие с европейского направления, заходят на посадку буквально сразу при входе в воздушное пространство Беларуси. Соответственно аэронавигационный сбор минимален. Это позволит удешевить рейс, что выгодно для бизнес-модели лоукост-компаний.
По этой же причине лайнерам, идущим с южного или восточного направления, будут удобны аэропорты Гомеля и Могилева.
Кроме того, получается такой своеобразный треугольник на стыке Литвы, Польши и Беларуси, что позволяет привлечь пассажиров из регионов, прилегающих к республике. Уже сейчас до 20% пассажиропотока областных аэропортов – это граждане других государств. То есть определенный спрос есть.
Какие проекты реализуются по развитию инфраструктуры областных аэропортов?
— Все областные аэропорты имеют статус международных, поэтому их инфраструктура постоянно поддерживается на соответствующем уровне. Расходы «Белаэронавигации» – оператора областных аэропортов – на эти цели за последние 10 лет составили более $50 млн. Сейчас прорабатывается вопрос продления взлетно-посадочной полосы на аэродроме Гродно.
Но мы понимаем, что необходимо развитие не только самих аэропортов, но и приаэродромной территории – гостиниц, пунктов питания, парковок, общественного транспорта. Это уже наша работа с местными властями.