Литва не может сотрудничать с Беларусью из-за строительства атомной электростанции в Островце, (АЭС), поскольку так она признала бы законность этой станции и потеряла бы возможность требовать ее закрытия, заявила президент Литвы Даля Грибаускайте, пишет DELFI.
«Любое согласие на участие и создание совместных институтов будет означать легитимацию Островецкой АЭС. Это означало бы, что мы связываем свои руки, и мы не сможем требовать, чтобы Беларусь закрыла эту электростанцию», — сказала Грибаускайте журналистам во вторник. По ее словам, это относится и к предложению Беларуси договориться о создании совместной системы мониторинга Островецкой АЭС.
«Сотрудничество с Беларусью в вопросе по Островцу означало бы юридическое признание Островецкой АЭС и связывание нам рук», — указала президент Литвы. Она подчеркнула, что «обеспечить безопасность Островецкой АЭС невозможно». «Согласно решению Эспоо, проблема не в безопасности электростанции, а в том, что выбранная для ее строительства площадка небезопасна. Это означает, что данная электростанция вообще не может функционировать и такой должна быть политическая цель Литвы», — сказала президент Литвы.
Проект БелАЭС, осуществляемый при участии российской госкорпорации «Росатом», был запущен в 2009 году в Островце Гродненской области в 50 км от Вильнюса. Кредитная линия до 10 млрд долларов на строительство станции открыта до 2035 года. Литва называет строящуюся станцию небезопасной и утверждает, что Минск не склонен придерживаться международных требований в сфере ядерной энергетики. Литовский парламент объявил БелАЭС угрозой национальной безопасности. В Вильнюсе заявили, что не пропустят в другие страны через свои сети электроэнергию с БелАЭС.
На прошлой неделе Литва обратилась в Еврокомиссию из-за якобы «безответственного отношения» Минска к ядерной безопасности и международным обязательствам по БелАЭС. Как отметили в МИД балтийской республики, ЕК должна взять на себя инициативу и разработать комплексный план действий.
В ответ на это в Министерстве иностранных дел Беларуси заявили, что Вильнюс прибегает к «безосновательным» и «откровенно лживым» заявлениям в отношении БелАЭС, и подчеркнули, что таким образом литовские власти пытаются «отвлечь внимание от известных сложностей с выводом из эксплуатации Игналинской АЭС и строительством ядерных могильников у границы с Беларусью».
В Беларуси отмечают, что претензии Литвы лежат в политической плоскости. В Минске не раз подчеркивали, что безопасность АЭС будет обеспечена в соответствии с самыми высокими стандартами.
В начале мая МИД Литвы сообщил о направлении обращения в Еврокомиссию с призывом разработать план действий в отношении Белорусской АЭС. В Министерстве иностранных дел на вопрос TUT.BY ответили, что Беларусь неоднократно заявляла и подтверждает намерение продолжать сотрудничество с ЕС в этой сфере, проводит стресс-тесты, однако «малейшее конструктивное обсуждение темы Белорусской АЭС сегодня воспринимается в литовском руководстве как измена».
Физический пуск первого энергоблока БелАЭС, на этапе которого в реактор загрузят ядерное топливо, намечен на конец 2019 года. Топливо планируют доставить примерно за месяц до физического пуска. Предполагается, что атомная станция будет вырабатывать 18 млрд кВт·ч электроэнергии ежегодно.