- Какой документ заменит Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе?

С 1 января 2026 года свидетельство о постановке на учет в налоговом органе упраздняется. Для физических лиц подтверждать постановку на учет будет выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра налогоплательщиков). Но выданные ранее свидетельства менять не придется, они сохраняют свою силу.


- Какой документ заменит уведомления о постановке на учет для ЮЛ и ИП?

Упраздняются также уведомления о постановке на учет или снятии с учета, направляемые ЮЛ, ИП.

Постановку на учет или снятие с учета в налоговом органе будут подтверждать выписка из ЕГРЮЛ, выписка из РАФП (Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юрлиц) и выписка из ЕГРИП.


- Как можно получить выписку?

Для первичного получения выписки из реестра налогоплательщиков нужно обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе, приложив документ, удостоверяющий личность и подтверждающий регистрацию по месту жительства или месту пребывания (при отсутствии места жительства). Заявление можно подать лично, обратившись в налоговую инспекцию или МФЦ, а также направить по почте заказным письмом, но в этом случае необходимо приложить заверенные в установленном порядке копии необходимых документов.


- Как получить выписку на ребенка?

Если нужна выписка из реестра налогоплательщиков в отношении ребенка, то в дополнение к заявлению и паспорту родителя понадобятся также свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту жительства. Дети, достигшие 14 лет, могут обратиться за выпиской самостоятельно.


- Какими способами можно запросить документ о постановке на учет в налоговом органе?

Запрос о выдаче выписки может быть представлен лицом в любой налоговый орган лично или через представителя, направлен по почте заказным письмом или передан в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, через личный кабинет налогоплательщика, а также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.


- Можно ли запросить выписку в электронном виде?

Заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе также можно направить в инспекцию в электронной форме с использованием единого портала госуслуг. Такое заявление подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью, которую можно бесплатно создать в мобильном приложении «Госключ». Выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков также будет подписана электронной подписью налогового органа и размещена в виде PDF-документа в личном кабинете пользователя госуслуг.


- Какие предусмотрены сроки для получения услуги?

Налоговый орган обязан выдать заявителю запрошенную выписку из реестра налогоплательщиков в течение пяти дней со дня поступления запроса в налоговый орган. В случае отсутствия сведений о постановке на учет (снятии с учета) заявителя в налоговом органе ему будет выдана (направлена) выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков об отсутствии запрашиваемых сведений.