Дума обязала банки возвращать гражданам похищенные с их счетов средства

2023-07-12 16:33:09

Банки также могут получить право не принимать к исполнению распоряжения по явно мошенническим операциям в течение двух дней даже при согласии клиента.

Госдума приняла во II и III чтениях закон, совершенствующий механизм противодействия хищению денежных средств со счетов в банках в качестве превентивной меры против мошенников. В частности, банки обяжут проверять поступление денежных средств на признаки мошенничества, возвращать гражданам похищенные деньги, если операции совершены без их согласия. Также банки смогут замораживать на два дня операции в случае подозрения на мошенничество и отключать дистанционное обслуживание мошенника. Поправки вносятся в закон “О национальной платежной системе”. Документ инициирован главой комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым.

Закон закрепляет обязанность оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, возвратить клиенту – физлицу сумму перевода или увеличить остаток электронных денежных средств в полном объеме в случае, если этот оператор получил от ЦБ информацию, указывающую на операцию без согласия клиента, и исполнил распоряжение клиента в нарушение требований по противодействию переводам средств без согласия клиента. Сроки возмещения суммы такой операции – 30 дней после получения заявления клиента – физлица о возмещении суммы операции, а в случае трансграничного перевода денежных средств – в течение 60 дней. Исключения коснутся тех случаев, когда оператор по переводу денежных средств докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа.

О заморозке операций

Кроме того, в связи с тем, что у граждан похищают денежные средства чаще всего методами социальной инженерии, при которой лицо самостоятельно переводит деньги мошеннику, предлагается предоставить банкам право не принимать к исполнению распоряжения по явно мошенническим операциям в течение двух дней, даже несмотря на согласие клиента.

Речь идет о случаях, если оператор по переводу денежных средств получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных, о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, указывающую на операцию без такого согласия.

Также у банка-получателя появляется право приостанавливать использование клиентом электронного средства платежа, который находится в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.

Дополнительно вносятся уточнения в части особенностей операций по переводу денежных средств с использованием платежных карт при проведении кредитными организациями мероприятий по “антифроду”, позволяющие не приостанавливать операции без согласия клиента, а проводить проверку на признаки операций без согласия клиента на этапе до приема к исполнению распоряжения клиента.

Отключение дистанционного обслуживания мошенников

Согласно документу, предусматривается отключение дистанционного обслуживания банком мошенника при наличии информации от МВД о возбужденном уголовном деле либо записи в книге учета состава преступлений. Такая информация будет транслироваться всем кредитным организациям, и они в обязательном порядке будут отключать электронные средства платежа, пояснил ранее глава департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.

ЦБ будет распространять информацию о счетах, используемых мошенниками, в рамках информационного обмена между кредитными организациями, в том числе эту информацию будет получать и банк-отправитель денежных средств. Таким образом, банк-отправитель будет получать информацию о том, что денежные средства переводятся на счет, который используется злоумышленниками – если банк-отправитель, несмотря на это, осуществит перевод, то будет обязан возместить клиенту все средства в полном объеме.