Иногда узнать мошенника можно только по номеру телефона. Для этого нужно обратить внимание на код страны, количество цифр и длительность дозвона.
«Известия» выяснили, в каких случаях не стоит отвечать на звонки с незнакомых номеров и как понять, что с вами пытаются связаться злоумышленники.
Обычно мошенники звонят с коротких (состоящих из трех-четырех цифр), скрытых или иностранных номеров. Во всех этих случаях трубку брать не стоит, отмечает доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев.
На звонок лучше не отвечать и в том случае, если номер начинается на +7 800. Этот код обычно принадлежит бесплатным номерам, которыми любят пользоваться спамеры и рекламщики.
Перезванивать на пропущенные вызовы тоже нужно не всегда: например, если звонок оказался коротким (один-два гудка) или неизвестные сразу положили трубку, это почти наверняка мошенники, и с человека могут списать деньги.
В любом случае перед тем, как ответить на звонок или перезвонить, эксперт советует проверить номер в интернете: там есть сервисы борьбы с мошенниками от крупных компаний – определители номеров и программы по их проверке.
В то же время эксперты отметили, что прием с проверкой номера работает нечасто. Во-первых, преступники не всегда используют один и тот же телефон (потому его может не быть в базе), а во-вторых, с помощью IP-телефонии они способны сгенерировать любой номер, в том числе банка и даже знакомых пользователя.
Поэтому в разговорах по телефону всегда нужно быть осторожнее и отключаться при любых подозрениях.
«Чем дольше существует телефонное мошенничество, тем сложнее становится определить злоумышленника, – говорит в беседе с «Известиями» Алексей Сизов. – Крупные группировки уже хорошо изучили реальные банковские процессы идентификации клиентов, процессы звонка от банка. Поэтому первые пять минут могут быть неотличимы от реального звонка.
В то же время важно помнить, что цель мошенников остается неизменной – похитить деньги или получить от жертвы сведения, достаточные для совершения операции или доступа, например, к интернет-банку. Поэтому не стоит называть никакие пароли, коды CVV, кодовые слова ни звонящему, ни роботизированным системам».
В случае если звонящий рассказывает о краже денег со счета клиента или других сомнительных операциях, лучше всего положить трубку и самостоятельно позвонить в банк по телефону, указанному на сайте.
Говоря об уловках, которыми мошенники пользуются в последнее время, эксперт по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин называет сервисы для подмены номера.
Кроме того, по словам адвоката Юрия Капштыка, с недавнего времени мошенники стали выдавать себя за сотрудников страховых компаний (предлагают рассмотреть вопрос по договору страхования машины, квартиры или дачи), служб ЖКХ, управляющих компаний или риелторов.
Также мошенники часто используют разные технологии, например автоматические звонки или сообщения (в СМС или мессенджерах) для одновременного охвата большого количества людей, добавляет Светлана Алексахина. Иногда они под видом разных организаций рассылают электронные письма с запросом личной информации или предложением щелкнуть вредоносную ссылку.
Для того чтобы защититься от телефонных мошенников, эксперты советуют использовать идентификатор вызывающего абонента, чтобы отфильтровывать звонки.
В свою очередь, Виталий Фомин рекомендует установить на смартфон приложение «Телефон» с определителем номера и защитой от спама.
Так или иначе, собеседники «Известий» рекомендуют не делиться личной информацией во время звонков или в интернете и не сообщать никому номер социального страхования, данные банковского счета и карты – это поможет защитить себя и свои деньги.
«Как можно реже берите трубку при звонках с незнакомых номеров. Если уже взяли, требуйте назвать адрес звонящего, контактный номер руководителя или личную встречу. Мошенники к такому, как правило, не готовы. При сложных вопросах всегда можно попросить перезвонить в другой день и за это время проконсультироваться с юристом», – заключает Юрий Капштык.