Кто и зачем едет на Dakar и сколько это стоит. Колонка екатеринбургского гонщика

2020-01-18 15:12:42
По итогам ралли Dakar-2020, которое в этом году впервые проходило в Саудовской Аравии, российские гонщики взяли три призовых места. В классе грузовиков экипаж команды КамАЗ Андрея Каргинова ожидаемо занял первое место, второй экипаж команды КамАЗ Антона Шибалова - серебро. В классе мотовездехдов (багги) второе место досталось экипажу екатеринбуржца Сергея Карякина (победителю Dakar-2017 в классе квадроциклов). Ралли Dakar проводится с 1979 года и считается одной из самых сложных и, одновременно, самых известных гонок по бездорожью. В ралли-рейде принимают участие профессиональные спортсмены и заводские команды, но большая часть участников (до 80%) - это любители. С 1981 года в гонке нет абсолютного зачета, это персональное соревнование гонщиков, которые на Dakar вынуждены бороться не только друг с другом, но и с окружающей природой, которая в местах проведения ралли совсем не дружелюбна к людям, и техникой, которая отказывается ездить в таких условиях. Зачем вообще все это нужно и какова цена Dakar - об этом для Znak.com написал колонку уральский гонщик Александр Доросинский. Он мастер спорта международного класса по ралли, чемпион Эстонии по классическому ралли 2004 года, был призером этапов ралли Финляндии и Новой Зеландии. В качестве тренера Сергея Карякина выступал на Dakar-2017. В 2019 году Доросинский занял третье место на ралли в Марокко в категории багги. На Dakar-2020 Александр Доросинский и штурман Олег Уперенко представляли команду X-Raid и принимали участие в классе внедорожников на автомобиле Mini. Их экипаж прошел в топ-15 своего класса, заняв 14 место. Доросинский показал лучшее время среди российских гонщиков, участвовавших в Dakar-2020 на внедорожниках. Зачем мне в 46 лет Dakar Мне 46 лет, я уже более 15 лет в автоспорте и несколько лет участвую в самой сложной гонке планеты Dakar. Зачем мне это нужно? Лично мне нужно было ехать на Dakar, чтобы разобраться в себе. Понять, что происходит вокруг меня. И Dakar помог мне понять человеческие взаимоотношения. Понять, как находить решение в определенных жизненных ситуациях. Для меня Dakar - это оценка времени. Когда ты едешь в максимально экстремальных условиях, ты разбираешься со своим временем. Ты понимаешь, насколько ты правильно проживаешь эту жизнь. Насколько ты стар или молод. Что нужно скорректировать. Мне в какой-то момент казалось, что коррекция бессмысленна в жизни. Вроде бы ты уже вырос и все. Но оказалось абсолютно все не так. Судя по всему, жизнь после 40 лет только начинается. Посмотрите на победителя Dakar в категории внедорожников Карлоса Сайнса. Ему 58 лет, и он самый быстрый и выносливый гонщик. Dakar - это подведение своих итогов. Возможность посмотреть на себя со стороны. Понять, как ты относишься к себе, к людям, к окружающим, к жизни. Как ты понимаешь жизнь. Готова ли сама жизнь тебя воспринимать и нужен ли ты в этом мире. Как попасть на Dakar Еще один популярный вопрос - как попасть на Dakar? Давайте проведем аналогию. Как попасть на чемпионат мира по футболу? Сходу - никак. Ты можешь бегать во дворе и пинать мяч. Но чтобы попасть на чемпионат мира, нужно пинать этот мяч быстрее всех, умнее всех. Чтобы попасть на Dakar, ты должен быть уверенным в своих силах. Это не просто спорт. Это борьба с непредсказуемой стихией. Это опасность каждую секунду. Ты должен быть не только физически развит, но и быть разносторонним человеком с опытом. Все гонщики, которые участвуют в Dakar, очень разноплановые люди. Здесь есть архитекторы, писатели, художники, айтишники. И эти люди занимаются не только автоспортом. Они занимаются триатлоном, футболом, хоккеем и много чем еще. Это люди, которым все время не хватает чего-то в жизни. Поэтому дело не только в деньгах, ты должен быть готов физически, морально, быть механиком, разбираться в физике и математике, быть творческим человеком. Также важна боевая техника и команда. Команда - это определяющее звено успеха на Dakar. В этом году я ездил в составе немецкой команды X-raid, это заводская команда BMW. Именно гонщики нашей команды стали победителями в категории внедорожников: Карлос Сайнс взял золото, а Стефан Петрансель - бронзу. Это неудивительно. Они топовые гонщики. Но важна работа команды. Какую стратегию для гонки тебе выберут, как механики будут обслуживать машину. Чем более профессиональная команда, тем больше шансов, что ты доедешь до финиша и победишь. Сейчас есть только два варианта: или пойти в команду Toyota или в команду X-raid. Чтобы создать команду, которая проедет с достойным результатом, нужны годы и финансы. Но главное, нужны люди, которые понимают все особенности ралли-рейдов. Профессионалов в этой индустрии очень мало. И сама индустрия закрытая, никто не делится этой наукой. Было бы круто создать подобную команду, альтернативу Toyota и BMW. Если бы пришел на этот рынок Hyundai или вернулся Volkswagen, то было бы интереснее. Чем больше на Dakar будет команд от производителей, тем больше у него будет рейтинг. Тем интереснее будет смотреть гонку. Класс грузовиков во многом существует на Dakar потому, что там есть команда КамАЗа . Конкуренция в этом классе очень маленькая. КамАЗ - это армия. Грамотно структурированная система, инжиниринговая команда. С очень хорошо обученными пилотами-бойцами. В КамАЗе абсолютно все могут выигрывать. В этом их сила и главная стратегия Владимира Чагина. Но если бы даже в их категории было больше конкуренции, это было бы интереснее. Сколько это стоит Стоимость участия в Dakar складывается из нескольких частей. Стартовый взнос за всех участников, за автомобиль технички, за автодом, проездные билеты, за гостиницу, транспортировку автомобиля до паромов. В начале декабря наши машины были уже в порту Марселя во Франции, где проходили техническую комиссию. Транспортировка автомобилей на пароме до Саудовской Аравии - задача организаторов. Для мотоциклов и квадроциклов одинаковый стартовый взнос. Если вы легенда (это десять пройденных ралли Dakar и более), то 14800 евро. Если вы опытный участник (два Dakar и более) - 15700 евро. Для новичков -16500 евро. Для автомобилей: легенда - 25100 евро, опытные - 26600 евро, новичок- 28000 евро. В классе грузовиков: легенда - 37400 евро, опытный - 39400 евро, новичок - 41400 евро. В этот стартовый взнос входит участие в Dakar, круглосуточная еда и место для палатки на бивуаке. Но это еще далеко не все затраты. Alcohol-free Dakar-2020 В этом году Dakar впервые проводили в Саудовской Аравии. Могу сказать, что это самая лучшая организация за все гонки, в которых я участвовал. Хорошие бивуаки, чистые туалеты и душ с зеркалами. Представляете, какими гонщики и журналисты возвращаются с трассы! Мы все покрыты потом и пылью. Глаза сложно открыть от рыжего песка. Он везде: под шлемом, под костюмом, на зубах, в ботинках. Организаторы и принимающая страна сделали все для комфорта участников. Саудовская Аравия в принципе не показалась агрессивной страной. Но нас удивило, что было так мало болельщиков. В городах не знали про Dakar. Не было ощущения, что про гонку знают все. Видимо сказывается закрытость страны. Местные жители не знают, как реагировать на такое событие, что люди со всего мира приехали к ним. У Саудовской Аравии есть свой ритм. Если бы Dakar проводили ночью, то зрителей было бы гораздо больше. Потому что основная жизнь населения начинается с наступлением темноты. Главную особенность, запрет алкоголя, обсуждали все гонщики еще до ралли. Шутили о том, как незаметно провезти алкоголь. Для многих отсутствие алкоголя было фатальным разочарованием. Но мне показалось, что это даже интересно. Все действительно занимались делом. Мне кажется, это повлияло даже на концентрацию и собранность всех участников. Впечатлила погода. Если в Южной Америки было очень жарко, то в Саудовской Аравии нас мучил холод, особенно по вечерам. Едешь в машине и солнце припекает, тебе жарко. Выходишь на трассе весь мокрый и тебя насквозь пронизывает ледяной ветер. Сложнее всего было мотоциклистам. Ходят слухи, что следующий Dakar будет проходить в трех странах: Иордании, Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Гонщиков ждет еще более дикая смена климата и погоды. Возвращение к духу старого Dakar Dakar-2020 отличали не только погодные условия, но и новые жесткие правила. В этот раз Давид Кастара решил серьезно бороться с читерами. Маршрутные книги нам выдавали перед стартом минут за 15. Но это даже хорошо. Нам со штурманом это нравилось. Вечером можно спокойно отдохнуть и прочистить голову, а утром сосредоточено все посмотреть. Пожамкать странички, как говорят штурманы. Это сделали для того, чтобы максимально убрать возможность подготовиться к трассе. Не секрет, что многие ездят с треками (это загруженные маршруты в телефон, по которым едешь как по навигатору). Этим пользуются уже лет пять, но только сейчас Кастара начал серьезно бороться с нарушениями. Поэтому теперь нельзя возить с собой телефоны в салоне, мы убирали их в герметичный бокс. Перед стартом спецучастков всех обыскивали с металлоискателем. А перед самим Dakar топовым гонщикам впервые в истории марафона в машины поставили по две камеры, чтобы отслеживать действия штурмана и пилота. Считаю, что это полностью правильно. Победа любой ценой - это не та победа, которая приносит удовольствие. В этой гонке сделан огромный шаг к возвращению настоящего духа старого Dakar , больше непредсказуемости и надежды даже для команд из трех-четырех человек. О ком судачили и из-за чего ссорились на Dakar-2020 Главной темой для обсуждения был чемпион мира в классе Formula-1 Фернандо Алонсо. Во многом его именно для этого и привлекли к гонке. Это очень мощный маркетинговый ход организаторов. Весь мир следил за тем, как проедет Алонсо. Он, конечно, легендарный гонщик. Быстро адаптировался в условиях и хорошо проходил испытания. На марафонском дне он перевернулся и разбил лобовое стекло. Но они со штурманом на трассе подлатали машину и поехали дальше. Он звезда и вокруг него всегда много людей и журналистов. Это отдельная работа - быть звездой. И она очень непростая. Возможно, для него гонки - это способ побыть наедине с самим собой. На этом Dakar много было разговоров и скандалов вокруг того, что гонщики не пропускали друг друга на трассе. Самый мощный произошел у победителей в классе внедорожников Карлоса Сайнса и Нассера Аль-Аттия. Катарец был признан виновным в сдерживании Карлоса и наказан добавлением трех минут. Согласно правилам обгона, преследуемая машина должна пропустить вперед более быстрый экипаж, если тот подаст три звуковых сигнала. Догнавший Аль-Аттию Карлос Сайнс подавал такие сигналы, однако катарец не хотел уступать дорогу. На финише Карлос и Нассер орали друг на друга. Но потом все быстро забылось. Все-таки есть еще такая штука как братство Dakar. Россия на ралли Dakar Это был первый Dakar, когда Россия была представлена таким многочисленным составом участников. Эта гонка показала, что в России хорошие штурманы. В первой десятке финишировали Константин Жильцов с пилотом Язидом Аль-Раджи и Алексей Кузьмич с пилотом Ясиром Сеайданом. В крови у нас ориентироваться в бездорожье! В России жив автоспорт, это факт! Сергей Карякин, серебряный призер в классе багги, абсолютнейший марафонщик. Он очень хорошо чувствует темп гонки, идет от этапа к этапу стабильно и уверенно. Популярность в России Dakar постепенно растет. Я очень надеюсь, что в следующем году на гонке будет минимум 20 российских экипажей. В нашей стране много мощных автогонщиков, и с каждым годом появляются новые молодые таланты. При этом нужны партнеры, которые могли поддерживать гонщиков. Именно не спонсоры, а партнеры. Через такое мощное событие и энергию, талант гонщиков можно продвигать важные смыслы для брендов и аудитории. Но пока в России, к сожалению, еще довольно сложно найти таких людей. Теперь гонщики должны быть еще телеведущими, блоггерами, фотомоделями, менеджерами. Вести переговоры с партнерами, быть гибкими и понимать, что такое бизнес. А когда, простите, рулить? .