Как живет уральская компания, придумавшая устройство для предотвращения взрывов

2019-12-12 18:03:21
Павел Лебедев - представитель малого бизнеса в Свердловской области, с 2005 года работающий в сегменте автомобильного оборудования. На 60% автомобилей в России, оборудованных фаркопами, установлена электрика его компании. Компания Лебедева Koffer также выпускает автомобильные боксы, электронику для машин, а сейчас разработала устройство, которое поможет предотвращать взрывы бытового газа в домах и смертельные случаи от угарного газа - для этого достаточно будет купить небольшой брелок. В интервью Znak.com Павел Лебедев рассказал, как его бизнес пережил два кризиса, и не опасается ли он новых потрясений, а также о выходе на новые рынки, в том числе зарубежные, и о господдержке. - Павел, ваша компания выпускает продукцию для автомобилей. Расскажите, как сейчас чувствует себя авторынок? - Конечно, лучше об этом расскажут бизнесмены, которые занимаются продажей автомобилей, но, на наш взгляд, на рынке происходит стагнация с уклоном на легкое падение. При этом отечественный автопром чувствует себя достаточно хорошо, у них продажи растут, как и в сегменте дорогих иномарок, а вот продажи в среднем классе снижаются. Это очевидно, так как покупательская способность населения падает. Сейчас продается много седанов корейских и немецких брендов, которые часто используются в такси. По крайней мере автопарки и агрегаторы такси сейчас развиваются достаточно активно. И эти автомобили находятся в топе продаж. В 2008-2009 годах рынок упал на 60-70% по ряду автомобильных брендов, и восстановился только в 2017 году. В 2018 году он стал стагнировать, а в 2019 году будет небольшое падение. - Какие дальнейшие прогнозы? - Давайте посмотрим, что будет в следующем году. Если тенденция на падение продаж новых автомобилей продлится, то можно будет уже говорить об определенных предвестниках кризисных явлений. Впрочем, говорят, что ожидание кризиса кризис и порождает. Мало того, что покупательская способность сейчас низкая, так и статьи в СМИ, разговоры о кризисе влияют на поведение потребителей - подталкивая их к формированию тактики сбережения. В этом случае деньги не попадают в экономику и перестают работать, даже если население хранит их в банках. Мы пережили мировой кризис в 2008-2009 годах и кризис 2014 года из-за падения рубля, и могу на личном примере сказать, что экономика развивается через кризисные явления. В 2008 году у нас не было производства, наша компания занималась лишь дистрибуцией автоаксессуаров в УрФО и Башкирии - работали с автосалонами, автомагазинами и авторынками. После кризиса нам пришлось закрыть один из трех филиалов. Мы тогда не могли ни товарные остатки продать, ни деньги вернуть с ряда автосалонов - наших крупных клиентов. Были вынуждены сократить на 70% штат сотрудников. Компания находилась на грани закрытия. Второй кризис в 2014 году был вызван падением курса рубля. Эта ситуация заставила нас обратить внимание на производство. На тот момент мы наработали уже достаточное количество компетенций, чтобы понимать, что надо производить и какой продукт будет продаваться. Я по образованию инженер, и у меня есть навыки, которые позволяют заниматься проектированием электроники. Кроме того, сейчас в состав компании входит профессиональная инженерная группа - группа R D, которая самостоятельно работала с 1993 года, с ее помощью нам удается создавать новые интересные продукты. - Какие? - Мы сейчас работаем в достаточно узком сегменте - это электроника для автомобилей. Например, мы выпускаем электронику для фаркопов (крючков для прицепов позади автомобилей). Для того, чтобы сигналы фонарей автомобиля корректно передавались на фонари прицепа, используется наше устройство smart сonnect. Два года назад мы разработали smart сonnect, который устанавливается непосредственно в розетку фаркопа. На рынке России такого устройства не было, и никто его до сих пор не делает - это интересный и технически сложный продукт. Но даже его мы постоянно совершенствуем. Сейчас собираем два опытных образца, без шлейфа проводов, которые пока при установке приходится тянуть через всю машину. Когда мы решим эту задачу, а мы уже на финишной прямой, то любой владелец автомобиля сможет самостоятельно поставить такое устройство, без участия специалистов сервисного центра. Именно в этом направлении мы двигаемся, делаем все, чтобы наша электроника не требовала сложного монтажа. Всего в год мы выпускаем около 100 тыс. комплектов электрики для фаркопов, в том числе поставляем комплекты для крупнейшего производителя фаркопов в мире - бельгийской компании Bosal Oris. - Вы ведете переговоры с какими-нибудь автоконцернами о совместном производстве? - С Renault - Nissan - Автоваз ведется непрекращающийся диалог. Мы достаточно давно стали с ними общаться, предлагая свою продукцию - автомобильные боксы-багажники. Прошли несколько этапов оценки нашего кофра. Боксы оценивали три подразделения концерна - департамент финансов, департамент маркетинга и технический департамент. Два последних дали стопроцентное добро с комментарием, что это отличный продукт, которому они доверяют и знают, как его можно продать под собственным брендом. Для нас это была высочайшая оценка. Но финансовый департамент нас зарезал - мы оказались слишком маленькими для этого концерна, у нас недостаточный для них годовой оборот компании. - Надо расти. - Мы растем, но компания Renault - один из старейших автоконцернов в мире. Для них один-два года переговоров - это не так уж и много. Они каждого поставщика рассматривают достаточно долго и скрупулезно. Мы к этому спокойно относимся. Понимаем, что для них 5-10 лет - небольшой срок на фоне длительной истории компании. Автомобиль - это технически сложное устройство, поэтому прежде, чем внести какие-то изменения в конструкцию автомобиля, проходит большое количество времени, за которое надо провести различные испытания, получить технические оценки вносимых изменений. Сейчас от Renault - Nissan - Автоваз нам поступила заявка на разработку электроники, так что, думаю, мы все равно будем с ними работать. - Мне кажется, что срок 5-10 лет по меркам российского бизнеса - просто огромный. За это время может случиться все, что угодно. - Случиться может все, что угодно, но мне кажется, что для нашего бизнеса не стоит даже и начинать, если есть планы закрыться через пять лет [забрав наработанную прибыль]. Например, чтобы запустить новую модель автобокса, требуется один год - это только разработка и выход на серийное производство. Кроме того, требуется некоторое время и усилия для получения стабильных продаж. Это не так уж и просто. Само изделие не простое: находясь на крыше автомобиля, оно испытывает сильнейшие ветровые нагрузки. Мы получали видео, где владельцы наших боксов двигаются со скоростью 170 километров в час, и кофр выдерживает - и корпус, и крепления, и замки. У нас есть проект кофра, который позволит автомобилю с боксом на крыше двигаться со скоростью более 200 километров в час. Но потребности в таком производстве пока нет - это будет дорогое изделие со штучными продажами. Пока что у нас мало автомобилей, которые двигаются с такими скоростями, и мало дорог, позволяющих ездить настолько быстро. - А поставлять на экспорт? - Автомобильные боксы и автомобильную электронику достаточно сложно продавать за рубеж. Автобокс - довольно большое по размерам устройство, и его доставка транспортными компаниями будет стоить дорого. Единственный выход - поставлять полуготовые комплекты на зарубежный завод. У нас есть предварительные договоренности с компанией из Германии, готовой наш продукт собирать и продавать. Вопрос сейчас в сертификации. Чтобы получить сертификат европейского образца, надо заплатить 7-8 тыс. евро. Это достаточно большая сумма. Во-вторых, это продолжительная по времени процедура - они берут бокс, смотрят его, испытывают, ломают, жгут. А с электроникой проблема другая - высокие заградительные пошлины. Впрочем, если продукт будет уникальный, как, например, наш новый smart сonnect, то пошлины перестанут быть проблемой. Так что выход на европейский рынок - процесс не быстрый и не самый дешевый, но мы работаем в этом направлении. Например, международная автомобильная выставка в Москве - MIMS Automechanika Moscow, в которой мы поучаствовали, в том числе благодаря центру поддержки экспорта Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП), показала, что наш продукт интересен европейцам. Причем им понравилось и качество, и сам бренд Koffer - немецкое слово, которое в переводе означает чемодан. Это название применимо не только к выпускаемым нами боксам, но и в целом для всех продуктов нашей компании, которая ориентирована на выпуск изделий для автомобильного туризма. Это не единственные шаги в сторону экспорта. С помощью центра поддержки экспорта СОФПП мы разместились на электронных площадках Alibaba и Europages, перевели сайт Koffer.company на немецкий. Специалисты фонда оказывали нам поддержку в передаче технической документации для прохождения европейской сертификации боксов по системе TUV. - Ничего другого на экспорт пока поставлять не планируете? - В Казахстане заинтересовались нашей перспективной разработкой - газоанализатором. Это направление у нас появилось достаточно недавно, и пока что есть только опытные образцы. Мы разработали два вида устройств - стационарные, для закрытых помещений, и для индивидуального использования - в виде брелка. Они позволят проводить постоянный мониторинг утечек бытового газа, который используется в жилых домах, а также определить высокие концентрации угарного газа. Их можно использовать в жилье, на закрытых парковках, в гаражах, в любом месте, где есть открытое горение. Если говорить про газ, то сначала система определяет утечку, а затем начинает реагировать - сама включает вытяжку, перекрывает поступление газа в квартиру, ну и предупреждает об опасности владельцев жилья или консьержа. - Нет беспокойства по поводу возможных проблем при согласовании установки оборудования с газовыми службами? - Я надеюсь, что после того, как мы выпустим готовый продукт, они пойдут нам навстречу. Мы надеемся, что подобные устройства будут установлены в каждой квартире. К сожалению, в процессе этой разработки мы ежемесячно фиксировали ситуации, связанные с утечками газа, взрывами газа, которые сопровождались жертвами, обрушением конструкций зданий и переселением жильцов. Да, у газовой службы есть регламенты. Конечно, они написаны кровью, как и правила дорожного движения, но ряд этих регламентов уже устарели. Мы испытали это на себе. Например, в Челябинской области мы купили землю и помещение под цех, куда скоро перевезем наше производство. Сейчас там ведется ремонт. И мы планируем поставить в этом помещении газовый котел, запустить газовое отопление. Там есть очень слабенькое центральное отопление, которого недостаточно для создания комфортной температуры в помещениях. Сроки согласования этих проектов - полтора-два года. Сначала готовятся технические условия, потом подводится газ до определенной точки, ближайшей к нашему зданию, потом он заводится в здание. Это все разные процессы и этапы, и все они долгие. Этап подвода газа к определенной точке занимает полтора года. При этом стоимость разработки технических условий - около 500 тыс. рублей. Нам повезло, что рядом будут еще две организации, и мы эту сумму делим на троих, - сумма большая, а платить ее надо сразу практически полностью. Полтора года уйдет, чтобы протянуть нитку газопровода к ближайшей точке. Сколько времени пройдет для подвода газа непосредственно в цех - я пока не знаю. Могу предположить, что еще год. Соответственно, если мы говорим об экономике, которая обязана развиваться, и развиваться динамично, то такие сроки - неприемлемы. Сейчас вопрос с отоплением мы решили так: используем там котел, работающий на дровах. Очень смешно: завод по производству высокотехнологичного оборудования, а вынужден работать на дровах. На прошлой неделе я там был, спрашиваю у директора завода: хватит ли нам дров? Он отвечает: да, все в порядке, мы их заготовили на два года. - Очень показательно. Но, несмотря на это, вы все же надеетесь, что сумеете преодолеть устаревшие регламенты и выйти на новый для вас рынок? - Иначе мы бы ее и не разрабатывали. В идеале, если говорить о газовых индикаторах, это будет коробочное решение. То есть человек приобретает готовый продукт - коробку в магазине, распаковывает, ставит дома сам, и все это работает. Никаких проводов не будет, компоненты системы будут работать с помощью радиообмена. В этой простоте - ее основной плюс. Сложность только в перекрытии газовой магистрали, если владелец жилья захочет установить клапан, который будет автоматически закрываться в случае утечки. Этот клапан должна будет поставить газовая служба. В упрощенном варианте будет просто брелок, работающий как индикатор. На самом деле тут подход очень простой. Если мы понимаем, что эта разработка будет приносить прибыль компании, мы начинаем над ней работать, доводим ее до опытных образцов, работающей модели, проводим испытания и начинаем запускать продажи. - Большой, новый рынок для вас. - Да, хотя он нам неизвестен. Если говорить об автомобильном рынке, здесь нам проще принимать решения, потому что с 2005 года мы в нем находимся, мы знаем, как он развивается, мы знаем, куда он будет двигаться. Здесь иной рынок, свои особенности. Но для большей устойчивости нам необходимо работать не только с широким ассортиментом автокомпонентов, но и в принципиально другой отрасли - там, где мы до этого не работали. С другой стороны, сейчас мы занимаемся продажами не только в регионе, но и на территории всей России, на территории Таможенного союза. С точки зрения колебания рынка компания гораздо более защищена, чем раньше. Если, конечно, не будет какого-то глобального кризиса. - Говоря о предвестниках кризиса, вы упомянули банки, в которых население копит деньги, и они не очень-то работают. Уже много лет бизнесмены жалуются на кредитную политику банков, говорят о высоких ставках и требованиях. Вы с ними солидарны? - Кредит можно получить. Другое дело, что сейчас банки начали аккуратно относиться к предоставлению заемных средств и более детально проводят оценку компаний, которые кредит запрашивают. Кроме того, для предпринимателей сейчас есть и другие инструменты, которые можно использовать, в том числе через Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Мы туда обращались, деньги получали. По сравнению с тем, что предлагают банки, особенно года три-четыре назад, разница в ставках была существенна. Сейчас минимальная ставка, которую банки публично декларируют, - 8,8% годовых - возможна, но только в случае, если какая-то из отраслевых госструктур выступит гарантом возврата кредита. Но и это в свою очередь возможно, если у вас есть обеспечение по кредиту, - например, имущество. Но если у вас этого имущества нет, то деньги вы не получите. Так сложилось, что активы моей компании находятся в Челябинской области, их сложно использовать как залоговые, потому что не все банки, даже федеральные, готовы работать с залогами в другом регионе. У различных региональных фондов тоже есть строгая привязка к месту регистрации компании и фактическому местонахождению производства. Я очень надеюсь, что рано или поздно такие нормы уйдут, и мы сможем получать господдержку даже в этой ситуации. Партнерский материал. Подготовлен при участии Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства