В России четвертый день бастуют таксисты. Но им верят не все, а агрегаторы не идут на уступки
2019-12-06 18:01:49
В России четвертый день проходит акция протеста таксистов против низких цен, установленных агрегаторами: в час пик некоторые водители перестают принимать заказы. В отличие от протеста дальнобойщиков, водители такси не проводят митинги и пикеты. Для пассажиров в большинстве регионов протест водителей остался почти незамеченным - цены на поездки в агрегаторах остаются прежними, а компании утверждают, что заметили только рост количества заказов. В СМИ, телеграм-каналах и соцсетях за эти дни появилось большое количество публикаций о том, что протесты таксистов - искусственные и являются часть войны между агрегаторами, а также онлайн- и офлайн-перевозчиками. Znak.com удалось найти в Екатеринбурге водителей, действительно участвующих в бойкоте агрегаторов. Они считают, что протест будет иметь не сиюминутный результат, а решит проблему в будущем. Эксперт в сфере такси считает, что протест реален и назревал минимум последние полгода. Всероссийская акция протеста водителей началась 3 декабря. Как было задекларировано в группе Союзное объединение водителей такси в соцсети ВКонтакте , в которой состоят таксисты из Екатеринбурга, водители выступают против того, что агрегаторы забирают себе до 30% выручки и зарабатывать становится все тяжелее . Таксисты требуют отменить фиксированный тариф, ввести тариф по счетчику (время плюс километраж), ввести цену на поездки в аэропорт от 600 рублей по эконом-тарифу, а также снизить комиссию агрегаторов. Суть акции в том, что с 3 по 6 декабря водители обещали в час пик нажать в приложении кнопку Занято и не брать заказы в центре города. Как подтвердил Znak.com таксист из Екатеринбурга Денис Филатов (фамилия изменена по просьбе мужчины, настоящая известна редакции), водители требуют от агрегаторов повысить минимальную стоимость поездки примерно до 160-170 рублей, отказаться от фиксированной стоимости поездки, а ввести тариф по счетчику, а также снизить комиссию агрегатора, которая сейчас составляет 20% со 100 рублей. Сейчас, по словам таксиста, у водителей, работающих по 10-12 часов шесть дней в неделю, на жизнь (без учета обслуживания собственной машины) остается 30-40 тыс. рублей. Поэтому водители вынуждены работать по 15-18 часов. По его словам, никакого лидера у протеста нет. Так сложилось, что Филатов стал одним из публичных лиц протеста, потому что у него есть видеоблог на YouTube, но посвященную протесту группу в соцсети ВКонтакте основал не он. По его словам, акция таксистов не централизованная, даже в Москве водители самоорганизуются, информация передается через чаты и сарафанное радио . По этой причине нет единой статистики по городам об участниках акции, во всех городах таксисты действуют разными способами. Например, в Москве, по информации СМИ, якобы были случаи, когда кого-то заставляли участвовать в протесте специально и даже били. Но в Екатеринбурге, по его словам, ничего подобного не было. Денис - один из немногих водителей, которые выступают в соцсетях открыто, не пряча лицо и имя. Большая часть водителей сидит в чатах анонимно. Есть водители, которые работают на арендных машинах и машинах таксопарков, они боятся. Многие напуганы тем, что может быть преследование со стороны правоохранительных органов , - объясняет он сложившуюся ситуацию. По этой же причине водители не выходят на митинг или пикет, как это делали, например, дальнобойщики, протестовавшие против системы Платон . [Не выходить на акции] - абсолютно сознательное решение. Были провокационные, с нашей точки зрения, предложения - давайте выйдем на массовую акцию. В некоторых регионах прошли согласованные митинги, но мы в Екатеринбурге не успели это оформить официально. Люди решили не выходить в виде бойкота, чтобы не было привлечений полицией , - рассказал Филатов. По словам таксиста, в ближайшее время водители в Екатеринбурге подведут итоги акции и, скорее всего, продолжат проводить ее в часы пик и после 6 декабря. В своих видео Денис говорит, что не надо ждать быстрых результатов протеста, скорее всего, результат будет в будущем. Достоверно подсчитать, сколько водителей принимают участие в акции, невозможно. По словам Дениса Филатова, в протесте участвуют около сотни водителей, которые в часы пик не принимают заказы. В чате таксистов в Telegram состоит 75 человек, из которых активно пишут примерно 20 человек. В группе ВКонтакте состоят 546 человек, там пишут много комментариев, есть в том числе сообщения с реальных страниц с персональной информацией. В агрегаторах Яндекс , Uber и Ситимобил , которые проверил Znak.com, в часы пик стоимость поездок не менялась. Сами агрегаторы утверждают, что никакой акции не существует. Мы не получали каких-либо обращений от водителей и таксопарков, и у нас нет данных, что люди, выступающие якобы от лица водителей, вообще сотрудничают с сервисом Яндекс.Такси . Более того, количество водителей на линии растет, их в среднем на 5-10% больше, чем месяц ранее. Это легко объяснить, так как для таксистов декабрь самый прибыльный месяц в году. Кроме того, по мере наступления холодов растет и спрос на такси. Сервис работает в штатном режиме , - сказали в пресс-службе Яндекс.Такси . То же самое сказали в пресс-службе компании Максим . Сервис Максим работает в штатном режиме. Заказы выполняются. Количество перевозчиков, которые сотрудничают с нашим сервисом, увеличивается. У нашего сервиса низкая, от 10% до 12%, комиссия, которая делает работу водителей выгоднее. Кроме того, Максим включил аукцион при заказе такси. Теперь непосредственно водители могут предлагать пассажирам свою цену поездки. Аукцион не заменяет, а дополняет привычную систему фиксированных цен на поездки. Такая возможность помогает ускорить для пассажира подачу автомобиля в ситуации, когда цена заказа не соответствует ожиданию водителей по причине их отдаленности от адреса подачи, большого спроса в данный момент или каких-то других особенностей, которые система не может учесть при первоначальном расчете цены. И это тоже выгодно и удобно водителям , - прокомментировал ситуацию пресс-секретарь сервиса заказа такси Максим Павел Стенников. Он также выразил удивление, что идея забастовки появилась с декабре, так как это месяц наибольшего спроса на такси и водители не станут упускать возможности хорошо заработать . Люди идут в такси зарабатывать, а не простаивать в ожидании неизвестно чего , - подчеркнул Стенников. Между тем за прошедшие дни в региональных СМИ появилось большое количество публикаций о том, что акция протеста таксистов является срежиссированной. Высказывались также мнения, что протест является либо борьбой агрегаторов друг с другом, либо борьбой офлайн-компаний с онлайн-конкурентами. Такое же мнение высказал анонимно уральский предприниматель, работающий в сфере таксомоторных услуг, который считает, что все акции проходят только в чатах и СМИ. В реальности не происходит ничего такого. Если не устраивают условия сотрудничества в одной компании, водители легко переключаются на другие сервисы заказа такси и продолжают работать , - говорит он. Таксист Денис Филатов считает эти сообщения кампанией по дискредитации протеста. Такого же мнения придерживается владелец группы Союзное Объединение Водителей Такси в ВК, который не представился Znak.com. Что бы мы вам сейчас ни сказали по поводу того, отразилась ли акция как-то на агрегаторах, они все равно будут утверждать, что ничего не заметили. Сами агрегаторы используют такой вид борьбы с бойкотом, как вбросы, их ресурсы гораздо мощнее наших, был вброс, что мы делаем фейк-заказы и угрожаем водителям, которые не присоединились. Все это является откровенной ложью, пусть приведут доказательства , - написал он в сообщении. Участник Общественного совета по развитию такси в регионах России, бывший замминистра транспорта Свердловской области Владимир Герасименко считает, что протест таксистов реален. Более того, он говорит, что протест зрел уже последние полгода и претензии таксистов абсолютно справедливы. Агрегаторы - хорошая вещь, они сделали такси более доступным. Но они стали устанавливать тарифы, не считаясь ни с затратами на прохождение ТО, медконтроля, ни с затратами на механика, на то, что нужны средства, чтобы поддерживать автомобиль в техническом состоянии, оформлять ОСАГО. Никто не стал считаться со стороны агрегаторов с реальными затратами, которые несут таксомоторные компании. Водители не могут возить по тарифам, которые ниже себестоимости перевозки в два раза , - сказал Герасименко Znak.com. По его словам, агрегаторы декларируют среднюю зарплату таксиста в 55 тыс. рублей, но такие деньги получают водители, работающие иногда по 20 часов в день, которые спят в машине. В результате, по данным ГИБДД, число ДТП с участием такси в 2019 году увеличилось на 70%. Никто не следит за режимом труда и отдыха. Отсюда накопилась огромная негативная составляющая. Они выражают справедливое недовольство - дайте им 55 тыс. за 10-часовой рабочий день. Это как в бюджетной сфере: средняя зарплата декларируется одна, но на самом деле ставка в два раза меньше, а врачи и учителя работают на полторы-две ставки. Отсюда издержки с хамством, экономией. Водители стали выражать справедливое недовольство , - говорит он. По словам Герасименко, решить проблему можно, если государство самостоятельно установит минимальную стоимость одного километра поездки на такси или минимальный тариф, либо если агрегаторы согласятся сесть за стол переговоров.