Группа «Чайф» выпустила новый альбом. Рецензия Дмитрия Карасюка

2019-11-22 16:04:39
Сегодня, 22 ноября, екатеринбургская группа Чайф представила публике свой новый альбом Слова на бумаге . Первыми впечатлениями от услышанного со Znak.com решил поделиться Дмитрий Карасюк. Публикуем его рецензию. Свою 25-ю по счету студийную запись Чайф обнародовал, выложив аудиотреки на официальном сайте chaif.ru. Так вполне современным способом Чайф опубликовал материал, проникнутый ностальгией по ушедшим временам. Честно говоря, я опасался, как бы в новой работе главной уральской группы не отразилась новостная повестка последних месяцев, во многих сюжетах которой довелось отметиться Владимиру Шахрину. Век новостей короток, а срок песен, сочиненных по принципу утром - в газете, вечером - в куплете , еще короче. Злободневный опус можно горячо пообсуждать неделю, но уже через полгода большинство слушателей с трудом поймет, о чем поет артист. К счастью, то, что сегодня я услышал от Чайфа , - не актуальные частушки, а нетленки, над которыми можно будет задуматься и спустя годы. Правда, новая концовка песни Чей чай горячей заставила подобраться. Этот номер, посвященный выбору между теми и этими , входил в предыдущий сборник Чайфа - Теория струн . Там песня легко и озорно звучала в сопровождении симфонического оркестра. Сейчас, открывая ею новый альбом, Чайф вплел в последний припев хоровое исполнение русской народной Дубинушки , будто готовясь к чему-то тяжелому и натужному, чего без общего уханья и не совершить. С зачином второй песни тревога улетучилась. Ночью выпал снег - это типичный Чайф , песня, которая вполне могла быть и на прежних альбомах группы. Вообще ни в одном из девяти треков Сделано на бумаге нет попыток осовремениться, вплести в музыку модные звуки или речитативы. Традиционные рок и ритм-н-блюз, немного рэгги - то, за что Чайф любят и чего от него ждут. Слова, положенные на привычную музыку, поднимают непривычные темы. Почти в каждой новой песне все острее звучит проблема выбора. Выбор этот не между нашими и вашими , а скорее поиск своего места в быстротекущем времени: Дела были вчера, сегодня - не у дел, И проще позабыть все то, что я хотел А ночью выпал снег И прошлое унес, И мой ХХ век, И то, что метил пес ( Ночью выпал снег ) Тревоги человека, не успевающего за стремительной сегодняшней жизнью, не раз всплывают в песнях: Есть только один шанс спастись: Вовремя выскочить из сюжета ( Все девушки Бонда ) Или: Каждому теперь свое, Как понять, где мое Там герои старых лент, Там играет диксиленд ( Подождать летних трав ) Кажется, нет в русском языке существительного, обозначающего возраст между зрелостью и старостью. Должен существовать термин типа пожилость Лирический герой нового альбома Чайфа находится именно в этом возрасте. Он мудр, опытен и еще полон сил, но чувствует себя неуютно, его гитара звучит мелодией тревожною ( Колесо чудес ). С высоты прожитых лет он может поерничать над сегодняшней молодежью, большую часть жизни проводящей в соцсетях ( Что мы делали в прошлом году ), но чаще он ностальгирует по собственной юности (лирическая Мишель , вся пронизанная битловскими аллюзиями). И все это легко, по-чайфовски иронично, без обличительного пафоса. Чуть выбивается из общего ряда лишь Время придет выбирать . Там тоже речь идет о выборе, но с переизбытком того самого пафоса. Кстати, рискну предположить, что именно за эту песню Шахрину больше всего прилетит от излишне политизированных критиков, буде такие найдутся. Как известно, у Чайфа есть два формата концертов: обычные, стадионно-площадные, и сидячие, условно акустические. Песни нового альбома - явно для второго варианта, для вдумчивого, спокойного исполнения. Рок-боевиков среди Слов на бумаге нет: хором орать тут не о чем. А вот треков, которые с полным правом войдут когда-нибудь в итоговый сборник The best of Чайф (дай бог, чтобы итожить пришлось еще очень нескоро) на этом альбоме как минимум три. Самый бесспорный из них - финальный Хэллоуин . Это стопроцентный хит, полный иронии к окружающей действительности и, самое главное, - беспощадной самоиронии музыкантов к самим себе. Хулиганско-ирланистая скрипка вспомнившего молодость Владимира Желтовских, два детских хора, убойный гитарный рифф - дьявольская смесь, глотнув которую, каждый поймет, что рок-ветераны не стареют не только душой. После прослушивания альбома настроение у меня осталось не ярко-оранжевое, а скорее розово-лиловое. Кто-то может сравнить эту гамму с цветом закатного неба, но у меня она ассоциируется с уютным светом жарко натопленного камина, у которого так хорошо вспоминать прошлое, думать о настоящем и строить планы на будущее. Да, кстати, на рассвете небо сияет точно таким же цветом!