Greenpeace отследил новую партию урановых «хвостов», которые прямо сейчас везут в Россию

2019-11-21 10:04:14
Активисты Greenpeace Россия опубликовали фото и видео нового корабля Михаил Дудин с 600 тоннами урановых хвостов . Как сообщает пресс-служба организации, судно идет из Амстердама в Санкт-Петербург, откуда отходы поездом повезут в Новоуральск. По данным активистов, поезд с урановыми хвостами прибыл с предприятия в Гронау (Германия) в Амстердам около часа ночи по московскому времени 20 ноября. Там контейнеры погрузили на судно, зарегистрированное в Панаме, погрузка шла до 19:00. При этом активисты утверждают, что 40 контейнеров были закреплены на палубе только усиленными ремнями, что недостаточно и неприемлемо для перевозки урановых хвостов с точки зрения безопасности . Еще 40 контейнеров, по их данным, были загружены под палубу. В пресс-службе уточнили, что контейнеры были характерного вида и маркированы характерными знаками, поэтому в Гринпис уверены, что в них хвосты . Судно должно прибыть в Санкт-Петербург 26 ноября. Гексафторид урана является опасным веществом, транспортировка контейнеров из Гронау железнодорожным и морским транспортом порождает дополнительные риски, которые неоправданны. Условия перевозки на судне Михаил Дудин вызывают вопросы. Однако главный вопрос заключается в следующем: почему сама Германия не занимается утилизацией урановых хвостов у себя , - сказали в Greenpeace. По данным активистов, в 1990-х в Россию ввезено более 100 тыс. тонн урановых хвостов , а общие объемы их могут составлять порядка 1 млн тонн. Активисты считают, что увеличиваются запасы хвостов с таким содержанием урана-235, при котором перерабатывать их экономически невыгодно. При этом в соответствии с ежегодными отчётами о деятельности Ростехнадзора (за 2003, 2004, 2006-2011 годы) существуют риски разгерметизации ёмкостей при осуществляемом хранении отвального гексафторида урана под открытым небом на предприятиях в Ангарске (АЭХК), Северске (СХК), Новоуральске (УЭХК) и Зеленогорске (ЭХК). В данных отчётах также указывается на несоответствие условий хранения современным требованиям безопасности , - сказали в Greenpeace. В официальном комментарии пресс-службы ГК Росатом при этом утверждалось, что сырье хранится безопасно, в Россию поступает обедненный уран на переработку, затем он вывозится обратно за рубеж. Материал, который остается после обогащения урана, является будущим сырьем для производств топлива для реакторов, а его запасы - это стратегический резерв для атомной энергетики будущего , - отметили в госкорпорации. Как ранее писал Znak.com, по данным немецких федеральных властей, с мая по октябрь 2019 года из Гронау на АО Уральский электрохимический комбинат (УЭХК, входит в госкорпорацию Росатом ) в Новоуральске (Свердловская область) уже было отправлено шесть железнодорожных составов по 600 тонн (50 контейнеров), то есть около 3,6 тыс. тонн урановых хвостов . Всего с 2019 по 2022 год планируется отправить в Россию 12 тыс. тонн (более тысячи контейнеров, или примерно 20 железнодорожных составов) урановых хвостов , - отмечали по этому поводу в российском бюро Greenpeace. В пресс-службе УЭХК Znak.com заявили в ответ, что само предприятие не имеет никакого отношения к утилизации радиоактивных отходов, и напомнили, что согласно действующему законодательству их ввоз на территорию России невозможен. В АО Техснабэкспорт , дочерней структуре корпорации Росатом , отвечающей за исполнение контрактов с зарубежными партнерами, заявили, что информация Greenpeace о ввозе радиоактивных отходов из Германии абсолютно не соответствует действительности .