Эта выставка, прежде всего, о каждом из нас, о человеке. Это путешествие в себя и размышление, интеллектуальная игра и автоэтнография (исследование себя в неразрывной связи с внешним миром). Это история о нас сегодняшних, наших чувствах, восприятии друг друга. В ней девять шагов-смыслов (разделов): Мир, Среда, Границы, Индивидуальность, Связи, Ценность, Безопасность, Понимание, Будущее. Выставка подготовлена и скомпонована так, чтобы посетители острее почувствовали свою человеческую ценность и расширили автобиографическую память на миллионы лет.

Человеку достался большой мозг и по этой причине – развитая фантазия, которую всё равно нужно тренировать. Не будем забывать, что люди рассматривают одну и ту же вещь или явление каждый со своего ракурса. Глядя на яблоко, один видит в нём фрукт, у другого оно, благодаря Исааку Ньютону, ассоциируется с законом всемирного тяготения, у третьего – с искушением (под влиянием библейской истории об изгнании из рая Адама и Евы). Способность придумывать и делать несуществующее существующим породила всю современную культуру. Люди конструируют мир сами, и последствия их поступков делают реальностью то, что они когда-то приняли за реальность.

Особенность выставки «Почему я человек» ещё и в том, что её автор в каждом новом городе, где она экспонируется, предлагает добавлять в экспозицию местный материал, не ограничивая ни его объём, ни содержание. Так в неё вошли предметы из фондов Чайковского историко-художественного музея, которые впервые представляются широкой публике. Это, в частности, бюст рабочего-первостроителя Дмитрия Гапича; вибратор для уплотнения бетона, который использовали в работе бетонщицы из бригады знаменитой на всю страну Клавдии Мельниковой; копия металлической пластины, заложенной в основание Воткинской ГЭС; рукотёр (повседневное домотканое полотенце тёмного «немаркого» цвета), уникальные фотографии…

Можно смело утверждать, что в конце 50-х – начале 60-х годов молодые города росли по всему Советскому Союзу, как грибы. Однако строители Чайковского пошли дальше других – они возводили свой город таким, каким они его себе представляли, каким видели в самых смелых мечтах. И даже назвали его Город нашей мечты…

На презентацию выставки собралось порядка 30 человек. Из первых отзывов отметим слова директора Нефтекамского краеведческого музея, который назвал сотрудников нашего музея смелыми людьми, уж коли они взялись разместить такую сложную выставку. А один посетитель сказал, что выставка ему понравилась, так в ней нет никакого идеализма, опиума для народа – прямым текстом сказано, что человек произошёл от обезьяны.

Придумала и воплотила в жизнь эту фантасмагорическую концепцию сотрудник Тимирязевского музея Надя Пантюлина, она же её и презентовала. Она фанатично преданный своему делу человек – именно такие двигают цивилизацию вперёд… и готовят подобные интересные и необычные выставки. Проект реализован на грант Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках конкурса «Музей 4.0» (номинация – «Новые вызовы»).

График перемещения этой выставки по стране расписан –  вы не поверите – на 7 лет вперёд! Она была презентована в марте нынешнего года в музейно-выставочном центре Гиляровского. В путешествие по городам и весям России она должна была отправиться в январе будущего года, но, благодаря деловым связям руководства нашего музея, выставка «вне плана» на три месяца заглянула в наш город. Она будет работать до 31 января 2024 года, после чего отправится в дальнейший вояж по музеям страны, чтобы в каждом следующем городе обогащаться новыми увлекательными историями, подтверждающими, что мысль материальна…

Николай ГАЛАНОВ
Фото предоставлено Чайковским историко-художественным музеем