Шолом алейхем – мир вам!

2024-03-06 20:17:15

Я стояла и внимательно изучала дверь. Водя пальцами по древесине и круглым шляпкам гвоздей, пыталась оценить их возраст: 300 лет? 200? Не меньше…

Простившись с очередной тайной, свернула в переулок….

…– Вы были в нашей синагоге? – услышала голос за спиной и обернулась. За мной шел, улыбаясь, мужчина средних лет. 

– Нет… – замялась я. – Здесь есть синагога?

– Пойдёмте, покажу, – ответил он и привел меня … к той самой двери. 

***

Согласно легенде, отправной точкой истории, корни которой уходят к началу XVII века, стал дом пожилой еврейки, на который «положил глаз» один высокопоставленный сановник – Надир Диван Беги. Он построил медресе и хотел устроить возле него хауз. Даже место приглядел, но незадача – там находился двор еврейской вдовы. Сановник решил поговорить с пожилой женщиной и предложил ей самой назвать цену. Вдова была непреклонна: деньги не нужны, так как тратить не на кого – она одинока, а дом свой любит и продавать не собирается. Тогда Надир Диван Беги повел ее к хану, которому, кстати сказать, приходился дядей. Имамкули-хан, выслушав, передал дело на рассмотрение коллегии муфтиев. Исламские законоведы запретили отнимать дом у пожилой еврейки, так как евреи платили налог на право исповедовать иудаизм, а потому могли пользоваться всеми правами наравне с остальными жителями Бухары. 

Дело сановник проиграл, и потому решил послушать друзей. Они посоветовали ему вырыть маленький водоем, так, чтобы он прилегал к дому еврейки, и от городского канала Шох-и-руд подвести к нему арык, который бы протекал прямо вплотную с фундаментом. Это был хитрый ход. Вода стала подмывать фундамент, и пожилая женщина была вынуждена обратиться к Надиру Диван Беги. 

Сановник выслушал жалобу и ответил, что предложение остается в силе – просите все, что хотите. Мудрая вдова поняла, что покоя не будет, и попросила взамен своего двора выдать участок для постройки синагоги. В ее распоряжение передали кусок земли. На нем довольно быстро выстроили небольшой дом, на верхнем этаже которого до самой смерти жила вдова. 

Как только открылся храм, иудеи начали переселять к нему поближе, и вскоре квартал стали называть еврейским. 

Почти 400 лет стоит синагога. Имя Надира Диван Беги осталось в памяти бухарцев и до сих пор звучит в названиях его медресе и ханаки. Ансамбль Ляби-Хауз, включающий вышеназванные медресе и ханаку, а также медресе Кукельдаш и непосредственно сам Ляби-Хауз – водоем, обустроенный на месте дома еврейской вдовы приблизительно в 1620 году, является центром притяжения гостей и жителей Бухары. В источниках также встречается другое его название, Хауз-и Базур – водоем, воздвигнутый силой. Но никто не помнит имени пожилой еврейки, которая подарила городу первый иудейский храм.

Где же молились иудеи раньше?

Удивительная мечеть Магоки Аттори, в которой сейчас находится филиал Государственного музея ковров, расположен по соседству с Ляби-Хаузом. Ее еще называют мечетью в яме, так как фундамент ровно наполовину ушел под землю. Чтобы спуститься к входу, нужно преодолеть вниз по ступенькам метра два-три и оказаться, можно сказать, в яме. Это один из самых древних храмов Бухары, в котором возносились гимны зороастрийцев, молитвы мусульман и иудеев. Кстати, утренняя молитва заканчивается у бухарских евреев словами «шолом алейхем» –«мир вам». 

***

«Бухарские евреи – этно-лингвистическая группа, являющаяся частью еврейского народа, сформировавшаяся на территории Средней Азии, родным языком которой является еврейско-таджикский (в разное время называвшийся в литературе «местноеврейским», «бухарско-еврейским», «яхуди», «бухори», и иногда считающийся вариантом таджикского или еврейско-персидского языков). Бухарские евреи являются потомками древних евреев (израильтян), часть которых после разрушения Израильского (722 г. до н.э.) и Иудейского (586 г. до н.э.) царств, а также нового Иудейского царства Хасонеев (70 г. н.э.) оказалась на территории Персидской империи, дальней периферией которой являлась Средняя Азия». («Евреи: бухарские, горские, грузинские в водовороте истории» Р. Пинхасов, С. Данилова, С. Крихели.)

Евреев в Бухаре осталось немного. Сегодня туристов в синагоге больше, чем прихожан. Это, в основном, именитые гости и простые туристы из России, США, Европы, Израиля. Фотографии почетных посетителей вывешены на стене. Среди прочих, со снимка улыбаются Якубович, Жерар Депардье, Хилари Клинтон…

Мадлен Олбрайт посещала синагогу, когда находилась на посту госсекретаря США. Согласно рассказу моего обаятельного гида, которая вместе с мужем тратит свои силы и время на то, чтобы не зачах островок этой уникальной и самобытной общины, госсекретарь США внимательно прослушала историю общины и синагоги и была удивлена тем, что мусульмане и евреи уживались в Бухаре веками. В то время должно было состояться подписание договора между Израилем и Палестиной. Мадлен Олбрайт выступала за заключение мира между воюющими сторонами. Говорят, что во время подписания договора она привела в пример то, как уживаются в Узбекистане представители двух конфессий.

Понятно, что в синагогу приезжают гости из Европы, США, Ближнего Востока, но группы из Турции, Саудовской Аравии, Эмиратов, оказывается, заходят сюда не реже.

– Мы тоже удивлялись этому, – улыбнулась гид. – Арабы, как правило, вначале бывают несколько настороженными, но мы расстаемся друзьями. Во-первых, наш язык таджикский. Во-вторых, национальная одежда и быт почти идентичны местным, бухарским. Ну, и радушие, с каким мы встречаем гостей, не оставляет их равнодушными.

***

Синагога – место встречи разных культур и эпох, и даже тысячелетий – как отдельный объект внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Комиссия ЮНЕСКО забрала на экспертизу свитки Торы, находящиеся за стеклянными дверцами небольшого шкафчика, нишей врезанного по центру стены. «Мы знали, что они старые, – сказала гид, – но не ожидали, что им более тысячи лет». Свитки эти – тексты Торы, нанесенные на бычью кожу тонкой выделки. Их три. Центральный выносится во время праздничной службы. 

Я пробыла в синагоге около часа. Этого хватило для того, чтобы понять: несмотря на различие в вероисповедании, национальности, взглядах, цвете кожи, языках, мы все члены одной большой семьи – человечества.

…Говорят, что бухарцы, переезжая на новое место, привозили с собой двери. Снимали их со старых петель и устанавливали на входе в новый дом. Эта традиция символична. Старые двери – летописцы жизни поколений, хранители духа семьи. Двери объединяют пространства, территории, историю, прошлое и будущее, открывают вход в новую жизнь, дают возможность постичь неизведанное …

Пусть на ваш стук двери всегда открываются…

Динара Шамухамедова.