Восточный базар — это не просто торговые ряды, это атмосфера, традиции собственная эстетика и философия. Если вы хотите понять, чем и как живет коренное население восточного города, пройдитесь по базару и пообщайтесь с продавцами.
Во второй день Фестиваля шелк и специи мы посетили торговые ряды на улице Ходжа Мурабод. Здесь вдоль величественной крепости Арк раскинулись восточные базарчики. На прилавках вы можете увидеть национальные ткани такие как атлас и адрес, Золотые украшения и национальные уборы. Также можно приобрести травы, специи и приправы, которые вы точно не встретите в магазине.
Еще в древности в Маргилане изготавливали самый лучший в Центральной Азии шелк, который по качеству и красоте мог соперничать с китайским. Караваны с маргиланским шелком шли по Великому шелковому пути в Кашгар, Багдад, Хорасан и даже Грецию.
“Для участия на фестивале я приехал из города Маргилан. Сегодня второй день фестиваля. Фестиваль наполнен ремесленниками из Ташкента, Самарканда, Андижана и т.д. мы привезли атласы и адрасы, которые производим сами. Помимо фестиваля происходит и торговля, как говорят: «Хам тажорат, хам саёхат (и торговля, и путешествие)». Наши продукты очень полюбились бухарцами. Мы уже не в первый раз принимаем участие.” — Абдумабдош Темиров ремесленник.
Одним из главных центров ювелирного искусства являлась Бухара.
Бухарские ювелирные украшения отличаются лаконичностью и округленностью своей формы, укрупненными деталями, яркими контрастными решениями цветового звучания, что придает им “монументальность” и подчеркивает ощущение некоторой тяжести веса изделий.
“Мы уже в течение 10 лет принимаем участие в данном фестивале. Мы производим национальные украшения из серебра и золота. Нашими самыми уникальными украшениями являются серьги шибирма, которые мы изготавливаем вручную. Шибирма это сережки, издревле изготовляемые в Бухаре. Шибирма имеет форму ажурного лепестка. По узбекскому обычаю родители девушки заранее готовили преданное из золотых украшений, изготовленных вручную бухарскими ювелирами. Шибирма являлась неотъемлемой частью преданного. Мы занимаемся ремесленничеством уже несколько поколений, это дело переходит к нам от наших родственников и представителей старшего поколения.” — Касимов Бобур ремесленник.
Узбекские свадьбы отличаются особым размахом и множеством традиционных ритуалов. Один из них обряд Жома Пушон или одевание в халат. Один из старейшин рода читает молитву после чего родственники одевают жениха в нарядный золотошвейный халат, а на голову повязывают чалму. Этот обряд является неким посвящением жениха в семейную жизнь.
“Это национальный ансамбль чапана для женихов. Каждую деталь этого ансамбля мы делаем вручную. Сначала готовим основу на станке, потом наши портные выкраивают, а в конце мы вручную украшаем. Каждое изделие, что вы видите здесь: ободки, подвески, серьги, тилля-кош, колье, кольца, мы изготавливаем вручную. У нас есть работники, которые изготавливают это детально.” — Район Гиждуван ремесленник.
В рамках фестиваля Шелк и Специи участники посетили золотошвейный музей на улице Бахауддина Накшбанда.
Золотое шитье, мастерство которым древний город гордится с незапамятных времен именно оно принесло Бухаре заслуженную славу. Конечно золотошвейные центры были и в Самарканде, и в Герате, но только здесь это ремесло обрело грандиозный размах и получило статус официально придворного искусства, и не удивительно ведь город с 16 века является столицей древнего узбекского государства. Орнаменты золотой вышивки чрезвычайно богаты и разнообразны и включают в себя как растительные, так и геометрические мотивы. В Настоящие время работы бухарских мастеров украшают экспозиции музеев Узбекистана, а также выставляются за рубежом. Россия, Германия, Франция, Индия считаются счастливыми обладателями замечательных коллекций бухарского золотого шитья которые украшают национальные музеи и частные коллекции.
“Я с 4 лет начала заниматься вышиванием. После признания независимости Узбекистана я открыла свою золотошвейную школу. В 2022 году по инициативе нашего президента мы создали наш музей, единственный в своём роде на территории в Центральной Азии. Здесь представлены мои работы 20-ти летней давности. В нашем музее также выставлены работы более 100 учениц. Эта работа по большей части на дому. Каждую принятую работу мы оплачиваем и помогаем дальше продвигаться и учится в сфере швейного мастерства.” — Салимова Махфуза мастер золотошвея пятого поколения.
Материал подготовили:
Ангелика Тимонина
Димитрий Самойлов