Ситуация с ценообразованием на топливо выглядит неустойчивой не только в Брянской области, но и по всей стране. За последние полгода предстояло пережить как резкий скачок стоимости, так и его падение, после которого последовал повторный подъем, хоть и не такой значительный.
«Новости Брянска» проанализировали 3 и 4 квартал 2023 года, а также выяснили, какой прогноз следует ожидать на 1 и 2 квартал 2024 года.
Топливо – за последние полгода
С июля 2023 года цены производителей выросли на 7,7 процента. Бензин подорожал практически во всех субъектах РФ, занимающихся его выпуском. Потребительская стоимость превысила заводскую в 1,9 раза.
В августе потребительский индекс составил 102,5 процента, а производительный – 105,8 процента. По сравнению с июлем бензин на предприятиях подорожал на 5,8 процента.
На 27 августа средняя стоимость одного литра в Брянской области выглядела следующим образом: дизель – 57,37 рубля, бензин – 54,38 рубля, в том числе марки АИ-92 – 50,3 рубля, АИ-95 – 55,14 рубля, АИ-98 и выше – 64,11 рубля.
К 18 сентября цена в регионе изменилась: дизель – 61,25 рубля, бензин – 56,44 рубля, в том числе марки АИ-92 – 52,31 рубля, АИ-95 – 57,33 рубля, АИ-98 и выше – 65,95 рубля.
Чтобы предотвратить неконтролируемый рост, 21 сентября 2023 года правительство РФ вводит запрет на экспорт топлива. О предположительных причинах происходящих событий «Новостям Брянска» рассказал эксперт Сергей Гатауллин - российский учёный, кандидат экономических наук, блогер и техноброкер:
«Вспомним осенний локальный топливный кризис, когда в некоторых регионах на части АЗС не просто произошел скачок цен, а топлива не было вообще. Такая ситуация стала результатом неэффективной работы федеральных чиновников не способных сначала спрогнозировать достаточно очевидные факторы роста цен, а затем упустивших момент своевременного директивного вмешательства в целях стабилизации цен».
Кроме того, в конце сентября к делу подключилась ФАС, которая возбудила административные дела против семи компаний в пяти регионах о нарушении закона о конкуренции на рынке нефтепродуктов. Это коснулось Белгородской и Ростовской областей, Ставропольского и Краснодарского краев и Дагестана. Ведомство сочло, что производители реализовывали топливо по завышенной цене.
После принятых мер уже в октябре было отмечено снижение стоимости бензина на 1,7 процента и более в 44 субъектах страны. Индекс потребительских цен составил 98,4 процента, а индекс производителей – 80 процентов.
К ноябрю в Брянской области сформировалась следующая картина: дизель – 59,61 рубля, бензин – 54,52 рубля, в том числе марки АИ-92 – 50,19 рубля, АИ-95 – 54,79 рубля, АИ-98 и выше – 66,14 рубля.
17 ноября правительство РФ снимает запрет на экспорт. Минэнерго заявляет о высоких объемах переработки нефти и насыщении внутреннего рынка, а также снижении биржевых оптовых цен.
Но уже в декабре, впервые за последние три месяца, происходит новое подорожание в стране, хотя в Брянской области сохраняется динамика спада: дизель – 59,61 рубля, бензин – 54,2 рубля, в том числе марки АИ-92 – 49,77 рубля, АИ-95 – 54,36 рубля, АИ-98 и выше – 66,4 рубля.
Топливо – сегодня
В январе 2024 года грузоперевозчики обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуть запрет на экспорт топлива, но в Минэнерго заявили, что такой потребности нет.
В январе показатели на АЗС выглядят стабильными и практически не изменяются. По последним данным, в Брянской области сформировалась следующая стоимость: дизель – 59,82 рубля, бензин – 54,22 рубля, в том числе марки АИ-92 – 49,72 рубля, АИ-95 – 54,26 рубля, АИ-98 и выше – 66,92 рубля.
При этом, биржевые котировки в начала года выросли на 15% из-за увеличения налогов для нефтяных компаний, изменения компенсаций за поставки на внутренний рынок по цене ниже экспорта и увеличения спроса после праздников.
К еще одной причине относят аварию на нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) НОРСИ. Он находится в списке крупнейших по стране и поставляет топливо в густонаселенные регионы, в том числе и в Брянскую область.
В связи с выходом из строя установки каталитического крекинга на заводе, его производительность упадет в два раза. ЛУКОЙЛ пришлось временно остановить экспорт для покрытия недостачи и работы над насыщением внутреннего рынка. Поэтому влияние аварии на рынок будет незначительным.
Но не менее резонансным событием стал пожар на Туапсинском НПЗ - загорелась вакуумная установка. Инцидент прокомментировал глава Минэнерго Николай Шульгинов. Он уверен, что пожар никак не скажется на топливообеспечении, так как завод больше ориентирован на экспорт.
Не стоит забывать и о недавнем пожаре на нефтебазе в Клинцах Брянской области. Загорелись четыре из 11 резервуаров с нефтепродуктами. Напомним, что причиной возгорания стал сброшенный с БПЛА боеприпас.
В этом месте производят хранение дизельного топлива и бензина марок АИ-95 и АИ-92, объем резервуарного парка составляет 8,5 тысяч метров кубических. Но в масштабах страны – это одна из сотен нефтебаз, поэтому на цене, снабжении или наличии топлива в регионе пожар никак не сказался.
Из-за ряда аварий на НПЗ, появилась необходимость повысить производство и снизить экспорт, но никто не говорит о повторном запрете.
Возвращаясь к вопросу рисков – следует обратить внимание на независимые АЗС. Всего в Брянской области насчитывается более 300 заправок, треть которых принадлежит независимым поставщикам.
На них большое влияние оказывает рост цен на бирже. Именно с независимых АЗС может начаться подъем стоимости. Но этого не стоит опасаться, пока опт не сравняется с розницей. Иными словами, если заправки не будут работать в убыток – вероятность увеличения цен крайне мала.
Вице-премьер Александр Новак заявил, что причин для дестабилизации ситуации с топливом на данный момент нет. По его словам, высокие объемы производства и немалые остатки полностью покрывают потребность. Так, бензин вырос на 2,8 процента - до 43,8 миллиона тонн, а дизель – на 3,4 процента - до 88 миллионов тонн. Кроме того, компании готовы больше работать на внутренний рынок.
Топливо – ближайшие пол года
Объемы производства бензина за 2023 год обогнали показали 2022 года. Более того, на 2024 год нефтяными компаниями поставлена цель наращивать выпуск топлива.
«При нейтральном сценарии, цены на топливо для внутреннего рынка в первом квартале 2024 г. будут находиться в пределах индекса потребительских цен, а со второго квартала возможны опережающие темпы роста. Вероятность введения повторных ограничений по экспорту некоторых продуктов нефтепереработки также сохраняется», - считает Сергей Гатауллин.
Аналогичного мнения придерживается политолог Дмитрий Раевский. По его утверждению, до выборов президента РФ никаких масштабных изменений не произойдет, как и первые две-три недели после них. Но уже в апреле могут начаться перемены.
В долгосрочной перспективе на стоимости могут отразиться нововведения, начавшиеся в этом году. Речь идет об отмене экспортных пошлин на российскую нефть и новые ограничения на ее добычу. Эксперты полагают, что производителям станет выгоднее экспортировать нефть за границу, чем насыщать внутренний рынок топливом.
«Топливо - это не электроника, которую мы будем импортировать по любым ценам. Наша страна остается одним из мировых лидеров по поставкам углеводородов на мировой рынок», - заключил Сергей Гатауллин.