В Благовещенске состоялся первый форум, посвященный искусственному интеллекту. На нем рассказали, с каких сферах в Приамурье уже применяют ИИ, презентовали цифровой аватар для туристов и обсудили тренды использования языковых моделей. Участниками форума стали представители органов власти Приамурья, специалисты и руководители ведомств, ответственных за цифровизацию, главы муниципальных образований, представителей бизнеса и научного сообщества, руководители вузов, а также федеральные эксперты – представители крупных технологических компаний страны – МТС, Сбера и других. Всего мероприятие под названием «Регион будущего: искусственный интеллект в Приамурье» собрал несколько сотен участников.
Открыл форум губернатор Амурской области Василий Орлов. Он рассказал, что в Приамурье искусственный интеллект уже используется в нескольких отраслях, а именно в практике мировых судей, медицине, сфере транспорта.
«В Амурской области есть на сегодня уже несколько своих индивидуальных передовых решений, которые тиражируются как лучшие практики в стране. Во-первых, искусственный интеллект помогает готовить решения для мировых судей. Эта практика признана уникальной и рекомендована к использованию в других регионах России. Во-вторых, у нас используется искусственный интеллект в медицине. Считаю, что это очень перспективное направление. Третье направление, где уже применяется искусственный интеллект – это сфера транспорта. Автоматизированные системы управления дорожным движением, умные светофоры, которые позволяют регулировать трафик. Это то, что у нас в жизни уже сегодня присутствует. Давайте сделаем так, чтобы в результате форума у нас появились какие-то новые решения, новые предложения, которые мы сможем практически реализовать здесь у нас в Амурской области», – высказался Василий Орлов.
Заместитель председателя правительства Приамурья Павел Пузанов в свою очередь добавил, что самым первым и массовым инструментом на основе ИИ, который внедрили в Амурской области в 2021 году, стал робот-помощник Вера. Эта система позволяет автоматически обрабатывать более 80 % звонков, поступающих в МФЦ, и автоматически перераспределяет нагрузку между операторами. Кроме того, искусственный интеллект задействован в системе безопасности: так, в Приамурье активно используются комплексы фотовидеофиксации; в перспективе в регионе планируют использовать модели на основе ИИ, которые будут автоматически распознавать и фиксировать нарушения; также власти рассматривают возможность беспилотного перемещения грузов по автомобильному мосту через Амур.
На форуме ФАНУ «Востогосплан» презентовало цифровой аватар для туристов, созданный на основе ИИ. Своеобразный гид сможет на трех языках: русском, китайском и английском рассказать об амурской столице и в случае необходимости прийти на помощь.
Продолжило деловую программу форума пленарное заседание, участниками которого стали представили крупных российских компаний – лидеров рынка поставщиков ИИ-решений. Эксперты обсудили перспективные тренды цифровой трансформации региона и страны, среди которых отметили использование ИИ в экономике и госуправлении, отметили важность наращивания сети ВОЛС и дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры – основы цифровых сервисов.
Представитель МТС Валерий Дубровин обозначил тренды использования ИИ в госуправлении и то, в каких сферах искусственный интеллект наиболее сегодня востребован: это ведение финансовой документации, работа с обращениями граждан и другие направления.
Как рассказал Валерий Дубровин, сегодня компании активно участвуют в развитии искусственного интеллекта, разработке языковых моделей. Объясняя простым языком - большая языковая модель (то есть тип искусственного интеллекта, который обучен работать с текстом: понимать, генерировать, пересказывать, дополнять, переводить и анализировать его) походит на очень начитанного человека, который прочитал всё, что ему предоставили, и на основании этих данных может поддерживать дискуссию, давать ответы, делать выводы и строить прогнозы.
Так, языковая модель компании МТС входит в топ-3 (по версии бенчмарка MERA) среди русскоязычных языковых моделей. Она активно используется внутри компании – например, при подборе персонала ИИ делает выборку по нужным параметрам и качествам.
В пример Валерий Дубровин привёл несколько успешных кейсов – так, эту языковую модель специально обучили для одного из финансовых органов, чтобы ИИ корректно указывал коды бюджетной классификации.
«У нас любой уровень госслужащего объективно перегружен. Люди очень много работают, порой чересчур много, и здесь помощь искусственного интеллекта будет очень уместна, тем более очень важно соблюдать определенные сроки. В этом случае ИИ существенно экономит время сотрудников, классифицируя бюджетные операции. Проект уже находится в стадии реализации, и я уверен, финансовый орган, с которым мы работаем, со следующего года при новом этапе бюджетного планирования будет использовать ИИ для корректного указания строчек кода бюджетной классификации. Это позволит высвободить значимое количество ресурсов и времени для непосредственной работы финансового органа», – поделился эксперт.
Еще одно направление – работа с обращениями граждан в органы власти. Обычно на это приходится направлять значительное количество сил, также нередко возникают споры о подведомственности обращения. Например, если в обращении идет речь о налогах, которыми облагают пенсии, куда его направить – в налоговую службу или социальный фонд? Этот пласт проблем готова решить языковая модель.
«Отрадно слышать, что в Амурской области этот проект запущен в стадии тестирования. В органы власти круглосуточно поступает огромный объем корреспонденции и обращений, причём происходит это 24 на 7. Для корректной работы на это выделяется значительное количество трудовых ресурсов канцелярии, плюс нередки споры о корректности росписи. Для решения этой задачи также можно привлечь искусственный интеллект, который не устаёт и не уходит на выходные. Уже скоро мы сможем поделиться практическими результатами внедрения сервиса», – рассказал Валерий Дубровин.
Также эксперт поделился еще одним продуктом, сделанным на основе языковой модели МТС. В нем используется два ключевых инструмента – аудиограм, который позволяет речь перевести в текст, и модель, которая позволяет ужать текст до ключевых, пунктов, запротоколировать большой поток информации. Как отметил Валерий Дубровин, это можно применить в работе туристического ИИ- консультанта – например, такого, как был представлен, с расширенными возможностями:
«Например, в какой-то экстренный момент турист, чтобы не бежать в консульство, может проконсультироваться, узнать, куда ему обращаться в зависимости от ситуации. Если ДТП произошло, или проблема со здоровьем, или документы потерялись? Все алгоритмы и последовательность действий ИИ с лёгкостью донесёт до любого туриста. То есть, это может быть ассистент, который не только тебе расскажет про интересные и знаковые места, памятники, а ещё поможет в экстренной или любой другой жизненной ситуации, либо построить маршрут с учетом, например, ремонта дороги, через открытые данные, которые публикуются, подскажет, как лучше добраться до нужного места», - отметил Валерий Дубровин.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт AMUR.LIFE обязательна.
Комментарии