Сотрудничество приграничных регионов России и Китая за последние 10 лет вышло на качественно новый уровень. Помимо реализации совместных инфраструктурных проектов, расширяются культурные связи двух стран, считают опрошенные ТАСС эксперты на Дальнем Востоке.
«За десять лет <…> торговый оборот между Россией и Китаем в стоимостном выражении увеличился более чем в полтора раза: с 83,2 миллиарда долларов до 140,7 миллиарда. <…> А к 2024 году имеются перспективы доведения товарооборота до 200 миллиардов», – сказал проректор по международным отношениям Дальневосточного федерального университета Евгений Власов.
По словам Власова, в Сибири и на Дальнем Востоке реализуются 11 проектов с участием китайского капитала в сфере добычи и переработки цветных и драгоценных металлов, переработки и транспортировки нефти, в лесной промышленности. Несколько лет назад к финансированию значимых совместных проектов подключился созданный Российско-китайский инвестиционный фонд регионального развития.
За прошедшие годы активно развивались и инфраструктурные проекты: была построена линия электропередачи Амурская – Хэйхэ, введен автомобильный мост через Амур между российским Благовещенском и китайским городом Хэйхэ, построен первый железнодорожный мост над Амуром между селом Нижнеленинским в Еврейской автономии (ЕАО) и китайским Тунцзяном. В ближайшие три года, напомнил Власов, в Амурской области планируется построить газохимический комплекс, который должен стать одним из самых крупных современных заводов по производству базовых полимеров в мире – его продукцию будут экспортировать в КНР.
Важнейшая задача для приграничных территорий – наращивание пропускной способности погранпереходов. Ожидается, что только мост через Амур в ЕАО позволит на 70 % увеличить пропускную способность трансграничных железнодорожных коридоров Сибири и Дальнего Востока в Китай, считает заместитель председателя правительства региона Галина Соколова.
В Хабаровском крае одной из пилотных зон для формирования международных ТОР определена территория Большого Уссурийского, где для инвесторов будут представлены лучшие в России условия ведения бизнеса. «Совместно с китайскими партнерами прорабатываем вопрос строительства грузопассажирского пункта пропуска Большой Уссурийский – Хэйсяцзыдао. К 2030 году планируем пропустить [через него] 1,3 миллиона тонн грузов и 1,45 миллиона пассажиров. Уже ведем проектирование подъездной автодороги к пункту пропуска с российской стороны», – рассказал губернатор края Михаил Дегтярев.
Кроме того специалисты прогнозируют расширение гуманитарного сотрудничества, усиление культурных связей, приток туристов, в том числе в приграничные регионы.
Так, руководитель российско-китайского учебного научного центра Института Конфуция в Благовещенске Николай Кухаренко отметил, что это учреждение уже планирует летние стажировки для преподавателей, студентов и школьников. «В конце мая состоится традиционная ежегодная научно-практическая конференция "Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества", которая несколько лет вынужденно проходила в дистанционном формате», – сказал он.
В пятницу делегаты первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва единогласно проголосовали за переизбрание Си Цзиньпина на должность председателя КНР на беспрецедентный третий пятилетний срок.