«Князя Албазу» нашли московские и амурские археологи в составе экспедиции, которая делала раскопки на Ангайском могильнике недалеко от Албазина. Вскрытие могил удивило ученых: десять захороненных лежали в лодках.
Экспедиция проходила в августе при поддержке группы компаний «Петропавловск» и Амурского государственного университета. Раскопками занимались группы под руководством профессора, заведующего лабораторией археологии и антропологии Амурского государственного университета, руководителя Амурской антропологической экспедиции Андрея Забияко и руководителя Албазинской археологической экспедиции, известного исследователя из Москвы Андрея Черкасова.
«Мы вскрыли погребальный комплекс, который состоит из 10 погребений, люди лежали в колодах. Хорошо видны черепа, выделанные носы лодок и корма. Захоронения сопровождались погребальным инвентарем - бусины, пластины, бляхи. Одно погребение выделялось - это была самая большая колода, у изголовья лежал сосуд, такой кувшинчик, который, скорее всего, привезен из Маньчжурии или Китая. Такое редко встречается, это уникальная находка. Мы для себя определили, что это условный князь Албаза. Вождь, очевидно, лидер клана, рода», - рассказал Андрей Черкасов.
Колоды, по предположению ученых, - это лодки. Согласно верованиям, такое погребение позволяло покойному вернуться по морю в страну предков — туда, откуда он пришел в земной мир. Подобная погребальная культура существовала у многих народов мира. Недавно на острове Итуруп были найдены подобные захоронения.
«Мы находили подобное в Забайкалье, и интересно проследить пути и родство племен и народов на Дальнем Востоке. Все это мало изучено еще. Лодки в погребальных ритуалах встречаются у славян, викингов, египтян. Даже в санях хоронили. Также помогали перебраться в иной мир шаманы - это отдельная история про проводников», - рассказал Андрей Черкасов.
Ангайский могильник изучается давно и хорошо документирован. Это владимирская археологическая культура, она связана с даурами. Именно с этим народом встретились русские, начиная с Ерофея Хабарова при освоении Сибири и Дальнего Востока. У археологов очень много вопросов, на каком языке дауры говорили и откуда они пришли.
«Здесь мы ожидаем стыковки с археологами Центра по сохранению историко-культурного наследия, которые копают «ушастые городища» в этом году под Сергеевкой Благовещенского района. Я в прошлом году копал такое же городище. Полное отсутствие находок, только валы и рвы. Дальнейшие исследования позволят сказать, что это. В этом году у Дениса Павловича очень хороший результат - найдено погребение, значит, это ритуальный комплекс. Такой же городок должен быть у нас в Албазине, но пока мы его не нашли. Жаль, что там очень много земель распахано, и мы никогда не узнаем о прошлом этих мест. Но продолжаем искать, еще много материала», - поделился Андрей Черкасов.
Ангайский могильник находится в нескольких километрах от Албазина. Это средневековый памятник, обнаруженный в 2014 году. В ходе первых раскопок археологи нашли погребения семи человек - трех женщин и четырех мужчин. Удалось определить облик погребенных: рост женщин составлял 153 - 155 сантиметров, возраст от 20 до 55 лет, рост мужчин достигал 165 сантиметров.
По черепу одной из них антрополог Денис Пежемский и художник Александр Рыжкин провели графическую реконструкцию лица: сделаны антропологическая маска, а также художественный образ лица, предполагающий добавление прически. Это стало возможным благодаря тому, что в погребении сохранились волосы женщины, а именно - ее косичка.
Как сообщал Amur.life, параллельно с раскопками на Ангайском могильнике работы в Албазинском остроге вела Албазинская археологическая экспедиция, результатом которой стало вскрытие некрополя с 58 могилами защитников острога и их семей. Это другое время и другая история. Лежащие в гробах, укрытые берестой больше трех веков, молчаливые герои рассказали о драматических событиях, которые происходили здесь в XVII веке во время двух оборон Албазина, первого поселения русских на Амуре. Руководитель экспедиции Андрей Черкасов поведал Amur.life о страшных и необычных находках.
Впервые ученые смогли оцифровать такое большое количество находок и провести консультации с ведущими научными центрами Москвы и Санкт-Петербурга, не выезжая с места раскопок в Амурской области, потому что рядом с местом исследований была установлена базовая станции МТС. Связь позволила археологам проводить видеоконсультации с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга. В режиме реального времени ученые вели сверку находок с образцами из российских электронных каталогов, на раскопе заполняли электронные дневники без выезда в Сковородино, как раньше.