Новый учебный год вот-вот уже начнется, и, чтобы этот насыщенный период в жизни школьника наполнился интересом, легкостью, радостными моментами и учебными успехами, важно не упустить момент психологической подготовки к школе. Рекомендациями о том, как настроиться на учебу и сделать учебный процесс комфортным как для школьников, так и для родителей, поделилась с Amur.life Татьяна Григорьева – практикующий психолог с восьмилетним педагогическим стажем, автор онлайн-курса «Общение с подростком в семье: я тебя понимаю».
– С чего начать подготовку к школе?
– Первое, на что нужно обратить внимание, чтобы настроиться на учебу, – это режим дня. Уже сейчас нужно выравнивать режим дня под учебный ритм. Например, если в период каникул ребенок ложится ближе к 23:00, а во время учебного года ему нужно ложиться в 22:00, значит, нужно каждый день сдвигать время начала сна на 10-15-20 минут. Важно не делать это резко. Недосып нагружает нервную систему и затрудняет адаптацию. Начало учебного года – это всегда маленький, для кого-то средний, а для кого-то большой стресс, и здесь нужна устойчивость, сила нервной системы, а сон – это одно из условий ее укрепления.
Очень важно уже сейчас сокращать время детей в гаджетах – телевизорах, смартфонах, играх. Опять же это нагрузка на нервную систему, и очень трудно резко сократить время использования гаджетов, так как за лето ребенок привык к этому.
– Как сделать подготовку к школе комфортной для ребенка?
– Ребенка поддержит и настроит на учебный год, если родители в той или иной степени позволят выбирать одежду для учебы или какие-то учебные предметы. Можно вместе с ребенком выбрать букет для учителя или обсудить вместе с ребенком подарок для учителя. Нужно позволить ребенку хотя бы принять участие в обсуждении. А если ребенок проявляет инициативу самостоятельно, то его нужно поддерживать, не критикуя. В первую очередь, это его учебная жизнь, мы можем что-то порекомендовать, корректно высказать свое мнение, но дать ему в этом самостоятельность.
– Что делать, если за все лето не успели ничего сделать?
– Есть такая ошибка у некоторых родителей, когда в последний месяц или в последнюю неделю родитель начинает паниковать и заражать своих детей этой тревогой: «Учебный год начался, а ты ничего за лето не сделал. Последнюю неделю будешь сидеть за учебниками». Очень важно не делать этого, потому что это даст дополнительную нагрузку ребенку и создаст дополнительный стресс перед началом учебного года. Лучше позвольте ребенку отдохнуть. Я бы предложила такой вариант: если ребенок что-то не прочитал из списка произведений, можно уделить время и почитать вместе, посмотреть документальный фильм на нужную тему или посмотреть художественный фильм по произведению. Делать это лучше вместе, чтобы это был мягкий вариант изучения и сближения с ребенком.
– Как правильно мотивировать ребенка на учебу?
– Учеба – это полностью ответственность ребенка. Всегда нужно понимать, для чего ребенок учится. Мотив обучения должен быть ребенку четко понятен. В большинстве случаев родители сами не понимают, для чего ребенок учится, поэтому родитель начинает делать это за ребенка или ребенок начинает учиться за то, что ему платят деньги или поощряют подарками. Самая лучшая мотивация обучения – познавательная, когда ребенок идет в первый класс, чтобы многое познать, многому научиться, быть умелым, компетентным. В дальнейшем к этой мотивации может добавиться интересное общение со сверстниками, а затем получение образования для своей дальнейшей взрослой жизни. Если мотивация выстраивается так, то учебный процесс строится нормально. А иногда мотивация обучения зависит от того, что родители, подталкивая ребенка к тому, чтобы он согласился пойти в школу, говорят первокласснику о том, что в школе интересно, потому что на переменах он будет играть с одноклассниками, а в столовой его будут кормить вкусными булочками. Ребенок верит родителю, поэтому он идет туда за булочками и играми на переменах, а в школе, оказывается, нужно еще учиться, сидеть, слушать, соответствовать режиму и так далее.
– Как не отбить у школьника желание учиться?
– Чтобы не отбить у школьника желание учиться, желательно его поощрять. Я всегда за то, чтобы опираться на что-то позитивное, что происходит с ребенком. В каждом дне он может отмечать, что у него произошло хорошего, что получилось, и это не обязательно про оценки. Это может быть и про его внешний вид, и про то, как он ответил на уроке, что интересного узнал. То есть прежде всего нужно отмечать хорошее. Разговаривать с ребенком не о том, как дела в школе, какую оценку получил, а задавать вопросы по типу: «Как ты себя сегодня чувствовал в школе?», «Что у тебя было интересного?», «Что тебе сегодня понравилось?», «Какие у тебя были проблемы?», «В чем тебе нужна помощь и поддержка?». Такое тесное, близкое эмоциональное общение и поддержка мотивируют. Потому что, когда ребенка ругают, возникает страх. А когда мы что-то делаем из страха, это не приносит удовольствия и не является каким-то хорошим результатом.
– Нужна ли рефлексия с предыдущим периодом обучения?
– Очень важно с ребенком накануне, когда прошло много времени после окончания учебного года и ребенок относится к каким-то школьным моментам спокойно, обсудить ситуации, которые происходили в прошлом году. Начать лучше с хорошего: вспомнить достижения, интересные дела, мероприятия, отношения с друзьями, учителями, поговорить о том, что нравилось, что бы хотелось повторить. А уже потом можно поговорить о трудностях и о том, какие воспоминания беспокоят. Важно говорить об этом бережно, постепенно переводя разговор на то, что можно сделать сейчас для того, чтобы эта трудность не повторилась.
Например, весь предыдущий год ребенку было трудно учиться по математике, он постоянно переживал за итоговые оценки. И сейчас вам, как родителю, важно обсудить с ребенком, что можно сделать, чтобы эта ситуация не воспринималась как большая трудность, вызывающая стресс. Может быть, вы договоритесь о том, что вы, родитель, не будете делать акцент на оценке по математике, а договоритесь о том, что «тройки» будет достаточно. А может быть, ребенок скажет, что не хочет «тройку», и тогда можно будет найти какие-то варианты: поговорить с учителем, нанять репетитора, пойти на онлайн-уроки. Таким образом вы заранее дадите ребенку опору в том, что любая трудность преодолима.
– Как помочь школьнику в преодолении трудностей?
– Конечно, ребенку необходимо дать поддержку. Если есть трудности с тем, что школьнику трудно учиться, он не хочет ходить в школу, то первое, на что нужно обратить внимание, – это выявить причину трудности. За каждой стоит какая-то причина. Причина может быть в том, что у ребенка не складываются отношения с учителями или с одноклассниками. Может быть, у ребенка есть проблемы с какими-то познавательными процессами, например, проседает внимание, память, какой-то вид мышления. Может, иногда у ребенка вообще трудности со здоровьем: ребенок говорит, что не любит читать, а потом оказывается, что нужно было обратиться к окулисту и понять, что у ребенка испортилось зрение. Мы вносим корректировку зрения, и ребенку становится читать легко и просто. Это пример того, как нужно выявить причину той трудности или нежелания, по которым ребенок не хочет ходить в школу или учиться. Если у вас доверительные отношения , это можно выяснить родителю, если нет, можно обратиться к психологу.
– Что лучше: контроль или полная ответственность ребенка?
– Контроль со стороны родителя и личная ответственность ребенка должны сочетаться. Школьник отвечает за учебу, его задача – учиться, задача родителя – помочь в этом, поддержать. Такое разграничение очень хорошее, потому что ребенок учится самостоятельно, а если ему сложно, он должен сказать об этом, и родитель в свою очередь выявляет эту трудность, понимая, где может помочь он, а где – учитель.
Если включен бесконечный контроль – каждый день, что в первом, что в 6-м классе, родитель проверяет у ребенка, собран ли портфель, все ли он туда положил, сделаны ли уроки, – это, конечно, не нормально. Нормально, когда в первом классе родитель помогает ребенку, чтобы он сам научился собирать портфель, складывать свои вещи, вешать вещи в шкаф, делать уроки в определенное время. Но когда это длится из класса в класс, из года в год и до самого выпуска, то родитель не дает своему ребенку стать самостоятельным и нести ответственность за свою жизнь.
– Нужно ли наказывать?
– Что касается наказаний, я за санкции. Это когда мы четко оговариваем с ребенком, где его ответственность, где моя, а где ответственность учителя. И если ребенок что-то не делает, следуют санкции. Например, «если ты не выполняешь уроки, учитель имеет право поставить тебе плохую оценку. Твои поступки будут иметь последствия, что ты с этим будешь делать?» То есть необходим такой серьезный разговор с ребенком, где он должен осознавать последствия своих действий. Но не для того, чтобы школьник испугался и начал из страха что-то делать, а чтобы начал видеть причинно-следственные связи. Без внимания нельзя оставлять плохое поведение и плохие оценки. Нужно просто определить, что для родителя и ребенка является нормой, а что нет.
– Какую сторону должен занимать родитель в конфликтах?
– Мне очень хочется сказать о том, что родитель ни в коем случае не должен быть адвокатом учителя, директора школы, соседей, родственников, которые осуждают и наказывают ребенка. Родитель всегда должен быть объективным адвокатом своего ребенка, потому что ребенку опереться больше не на кого, значимые люди в его жизни – это именно родители. И если мы выстраиваем доверительные отношения со своими детьми, то и с трудностями, и с радостями они придут к нам, и тогда мы сможем поощрить, поддержать, в чем-то им помочь и получать радость от родительства!