Муниципалитет Бийска получил предписание: провести сплошные рубки вдоль границ жилой застройки в целях пожарной безопасности.

Улиц, где могут провести сплошные рубки, набирается немало: Пушкина, Лермонтова, Лесная Поляна, Ягодная, Раздольная, Кожзаводская, Белинского, Тургенева.

Площади, которые могут вырубить, тоже впечатляют. Ширина противопожарного разрыва, формируемого сплошной вырубкой, – от 15 до 50 метров.

При этом о 15 метрах речь идет не всегда. Например, согласно СНиП «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», расстояние от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров.

Такое предложение пожарных, мягко говоря, повергло в шок не только местных жителей, уже знающих о предписании, но и представителей городской администрации, Думы и самих лесников.

Борис Николаевич вспоминает, что с чем-то похожим Бийск уже сталкивался в 2014 году. Конфликтов тогда избежать едва удалось.

Не дали рубить лес и у санатория-профилактория «Нина», подведомственного Бийскому олеумному заводу. Предприятие просто выставило там охрану и не пустило лесников. Деревья остались на
месте. 

Так что самыми масштабными для Бийска остаются рубки на АБ, когда деревья убирали для создания противопожарного расстояния от ЛЭП.

В Бийске тема вырубки лесов всегда воспринимается населением крайне болезненно. Всякий раз, когда ведутся рубки – в Заречье или на АБ, соцсети буквально наводняются фото и криками SOS. В ООО «Леспромэкпорт» – арендаторе бийских лесов ситуацию, как правило, комментируют так: то сухостой убирают, то с сосновой губкой и прочими вредителями борются.

Теперь же вырубить могут деревья все – и больные, и здоровые. Подчистую. 

Стоит отметить, что нынешняя сложившаяся ситуация – как раз тот случай, когда неравнодушные бийчане и «Леспромэкспорт», обслуживающий городские леса, могут оказаться по одну сторону баррикад, ведь лесники и сами против таких рубок.

Сами лесники рассказывают, на их практике такие требования – чуть ли не впервые. Бийчане не только занимаются обслуживанием городских лесов, но и работают в других муниципалитетах, например в Троицком, Быстроистокском районах. И там выпластать половину леса подчистую вокруг сел никого не заставляют. Возможно, пока.

Леса Бийска.

В Бийске вопрос рубки деревьев вдоль границы построек поднимался и прежде, но тогда удалось прийти к консенсусу.

Оказывается, с чем-то похожим надзорные органы выступали еще лет семь назад, во времена руководства администрацией города Николаем Нонко. Тогда посидели, подумали и пришли к тому, что достаточно будет организовать противопожарные заслоны. Что это такое, поясняет Данил Голотвин:

Кстати, в целом для лесов существует своя градация пожароопасности.

Теперь, собственно, о самих лесах. Они у нас не просто есть. Они еще и работают.

В 2009 году леса, находящиеся на территории Бийска, были выведены из Гослесфонда и переведены статус городских защитных лесов. Это же закрепили и в Лесоустроительном регламенте. Кстати, тогда вовремя подсуетиться успели не все муниципалитеты. Бийск, еще во главе с Анатолием Мосиевским, успел и «застолбил» свои леса именно как защитные. Основная функция – выработка кислорода, защита от ветров и пыли, а также создание в городе благоприятной экологической обстановки.

На это обращает внимание комитет Думы Бийска по строительству и земельным отношениям. На его заседании как раз рассмотрели вопрос противопожарных разрывов, которые муниципалитет обязали организовать. Оказалось, что документации и нормативной базы по этой теме столько, что порой документы противоречат сами себе. И ориентироваться нужно на те из них, юридическая сила которых выше, то есть они находятся в приоритете. В российской законодательной системе это кодексы, в этом конкретном случае Лесной.

То же прописано и в Правилах пожарной безопасности: «Меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками, запрещаются в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками».

Рубить что-то здесь может оказаться себе дороже.

Кстати, недавно возбужденное уголовное дело в отношении начальника краевого Управления лесами Владимира Черных как раз связано с такими рубками лесных насаждений в защитных лесах для прокладки противопожарного разрыва.

Удастся ли договориться и отменить пункт об обязательных сплошных рубках в черте города, пока непонятно.

Взять хотя бы улицу Садовую, где расположены Центральная городская больница, психбольница и роддом.

Когда место под застройку больничного комплекса выбиралось, на Заречье остановились как раз из-за непосредственного соседства с лесами. Тишина, спокойствие, да еще и фитонциды от хвойных деревьев.

Те, кто предпочел жить не в многоквартирных домах, а «на земле», тоже руководствовались теми же принципами: хотелось жить ближе к природе, к лесу.

Если начать рубить здесь, внешний вид Заречья изменится до неузнаваемости.

Вот как выглядят «переговоры» с пожарными сейчас. Возьмем, например, пятиэтажку на улице Пушкина. В Управлении ГОЧС совместно с надзорными органами там проводили замеры буквально до сантиметра. Вот дом, а вот сосна. Не положено. Вырубайте. И еще 15-метровую полосу за ней.

И так – везде. Не исключено, что потом та же тенденция коснется квартала АБ.