Бийчане, землю которым выделяли Бийский лесхозтехникум и городской совет депутатов, оказались «пограничниками».

На Алтай супруги Воробьевы перебрались из Казахстана в 90-е годы. Муж — Александр Владимирович - пошел работать в Бийский лесхозтехникум. Когда узнали, что предприятие своим сотрудникам, отработавшим более трех лет, бесплатно выделяет участки под строительство, долго думать не стали. Конечно, надо брать — своего-то жилья в Бийске нет. В 1994 году получили участок в Заречье.

Лесхозтехникум помог и со стройматериалом: 50 кубов леса — бесплатно, еще 50 — за четверть стоимости. Сам бог велел строиться. Построились.

Что интересно, адрес за участками, расположенными здесь, закреплен по переулку Дачный, хотя фактически дома расположены по улице Белинского. Из-за этого возникает много неудобств, но на фоне общей истории они кажутся мелочью.

В 1997 году закон о выделении бесплатных участков под строительство отменили. Воробьевы говорят: повезло, успели.

Воробьевы получили землю, относившуюся к Бийскому району. Через год границы Бийска пересмотрели.

25 лет назад при «переходе» назначение участков не изменили. В 1995 году решением исполкома Бийского городского совета народных депутатов участки были предоставлены именно для размещения индивидуальных жилых домов. Они, собственно, вскоре и разместились. Какими юридическими коллизиями обернется дело, никто и подумать не мог.

По их участкам проходит межа. Так «дачники» оказались «пограничниками». Половина земли — в Бийске, половина — в Бийском районе. Поставить на кадастровый учет такой участок, пересекающий границы муниципального образования, нельзя. К тому же та половина участка, что относится к району, принадлежит еще и гослесфонду, на землях которого нельзя, например, строиться.

Природа тут действительно красивая: ели, сосны... Только вот в документах о первом получении наделов земли оговаривается, что это не лес, а прогалина.

История о городских границах длится уже не первый год.

Еще в 2010 году депутат Руслан Курасов, сегодня — председатель комитета Думы по строительству и земельным отношениям, обращал внимание краевых и городских чиновников на невозможность поставить на учет земельные участки, расположенные по переулку Дачный. И все - из-за расхождений с генпланом города.

В связи с этим депутат просил привести данные государственного кадастра недвижимости в соответствие с текстовым описанием прохождения границ Бийска.

Тогда из Земельной Кадастровой палаты пришел ответ, что в государственном кадастре недвижимости используется переданный каталог координат точек, по которым и установлена граница города. Да и вообще, палата не уполномочена самостоятельно вносить изменения в границы муниципальных образований.

Из других ведомств ответы - примерно схожие — приходят вот уже более десять лет. Разница — разве что в подписях и датах отправления.

В конце 2019 года семье Воробьевых пришел очередной ответ. На сей раз из министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края за подписью Владимира Черных, замминистра, начальника управления лесами:

«Из общей площади отведенного вам в 1994 году земельного участка, выделяемого из земель лесного фонда в квартале №13 Бийско-Катунского лесничества право собственности установлено лишь в отношении участка площадью 561 кв. м. Он был образован из земель, находящихся на территории Бийска. На оставшуюся часть отведенного земельного участка, расположенного в границах земель лесного фонда, своевременно не были подготовлены необходимые документы для установления вашего права собственности. В соответствии с этим «лесная амнистия» не применима. Министерство природы и экологии Алтайского края считает, что выделить земельный участок для оформления права собственности не представляется возможным ввиду правоустанавливающих документов».

«Лесники-пограничники» так в очередной раз убедились, что их недвижимость оказалась поистине недвижимой. Какие правоустанавливающие документы, если для их получения нужно встать на кадастровый учет?

И потом, из-за того, что спорные земли до сих пор находятся «в подвешенном состоянии» на них не начисляют ту же арендную плату. Кто-то подумает — ну, хотя бы такой «бонус». Однако люди здесь живут добросовестные. Говорят: и рады бы платить, но оснований нет. Не начисляют — и все! А вдруг завтра что-то в законодательстве поменяется, и им выкатят плату за всю четверть века? А еще здесь боятся, что половину, приходящуюся на лесфонд, могут просто отобрать.

Проблемы начались, когда данные просто свели в одну единую базу. Перепроверять ничего не стали.

Руслан Курасов уверен, что одновременно с накоплением сведений об участках шло накопление и ошибок. Когда данные передавали в государственный кадастр недвижимости, при описании все тех же границ просто не учли ряд факторов.

Например, что прежде применялась не региональная, а местная система координат. Это приводило к формированию множества кадастровых карт и невозможности проверить — а есть ли пересечение с другими участками. И наиболее массово такие кадастровые ошибки встречаются на границах муниципальных образований и границе земель населенных пунктов и земель иных категория.

И эти сведения также ушли в кадастр. Исправить их, наверняка можно, - было бы желание.

Вообще, изменение границы Бийска и района — полномочия краевой власти, а именно АКЗС. Но для этого необходимо как минимум обращение самих муниципалитетов.

В мэрии Бийска в свою очередь пообещали заняться этим вопросом. Ответ пришел от Дмитрия Маслюка, замглавы Бийска:

«Администрацией города проводятся мероприятия по изменению границ муниципального образования. В связи с чем Владимиру Федоровичу Трухину (глава Бийского района — прим. ред.) направлено соответствующее письмо. Одновременно с изменением границы города будут устраняться пересечения земельных участков с границами муниципального образования».

Письмо датировано августом 2018 года. На дворе — 2020-й.

Семья Воробьевых, как и их соседи, по сей день так и остаются «пограничниками»: где-то на стыке реальности и бюрократии.