На Дону могут построить хаусботы

2021-02-25 14:34:42

В России могут появиться плавучие поселки. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил представить идеи по использованию самоходных домов на воде. Свои предложения должны внести Минприроды, Минстрой, МЧС, Росприроднадзор и Росреестр. Газета «Молот» выяснила, будет ли пользоваться спросом такое экзотическое жилье на Дону и как быть с бытовыми отходами.


Хаусбот на набережной

Самоходные дома на воде называются хаусботами. Это аналог яхты, но более приспособленный для постоянного проживания. Он может быть «припаркован» в специальных гаванях для маломерных судов в черте города, а по мере необходимости может использоваться для выезда и проживания на водоемах за городом. Содержание такого жилья может обходиться в 30–40 тысяч рублей в месяц.

«Во всем мире хаусботы не массовое жилье. Думаю, если разрешат разместить такие дома на набережной Ростова-на-Дону, за ними выстроится очередь, – считает генеральный директор агентства недвижимости Евгений Сосницкий. – Многие люди хотят жить на воде, и хаусботы будут востребованы, тем более что 30–40 тысяч рублей не такая уж большая сумма. Причем спросом будут пользоваться не дешевые азиатские варианты, а дорогие европейские. Что касается согласований, то, вы думаете, их требуется меньше, чтобы построить дом на земле? У нас в любой сфере полно согласований, и того, кто хочет жить на воде и может себе это позволить, это не остановит. Это как раз не проблема».

Мандарин в воде – получите штраф!

«Даже на обывательском уровне понятно, что любое строение, плавучее в том числе, будет усиливать антропогенный фактор влияния на водные экосистемы. Пищевые отходы, бытовой мусор, вода, загрязненная бытовой химией, – куда все это девать? Человек, обитающий посередине озера, вряд ли будет вывозить мусор – с большой долей вероятности он будет выбрасывать его в озеро. Это повышает риск загрязнения водных объектов, – высказывает мнение региональный координатор федерального проекта «Экодвор» Дарья Карманова. – Чтобы хаусбот вписался в водные экосистемы, нужно огромное количество норм, регламентов, а также технологических решений. Мне кажется, такие плавучие домики будут более интересны в туризме, и размещать их лучше в водоемах, удаленных от крупных населенных пунктов и поэтому относительно чистых».

Заместитель директора заповедника «Ростовский» Александр Липкович не раз путешествовал по Дону на плоту, оборудованном с комфортом, и знает прелести жизни на воде не понаслышке.

«Есть мировая практика содержания хаусботов, все это контролируется, отходы вывозятся. Другое дело, что домик на воде менее надежен. Это нечто другое, нежели привычный для нас дом на земле», – говорит Липкович.

Капитан танкера с 35-летним стажем Владимир Семенов прогнозирует, что содержание таких домов может быть очень дорогим именно из-за требований к сбросу отходов. Капитан приводит аналогии с судами и буровыми платформами в Каспии, Северном море или Мексиканском заливе.

«Там строжайший запрет на выброс отходов в воду. Или переработка, или сброс на специальные суда-сборщики. На Дону есть целая флотилия специальных судов по сбору отходов, льяльных (нефтесодержащих вод в машинном отделении судов. – Прим. ред.) и хозфекальных вод с проходящего водного транспорта. Это уже давно работает. Из пищевых отходов можно сбрасывать только перемолотые или рыбьи кости. А вот за сброшенную кожуру мандаринов где-нибудь в гавани Гамбурга можно получить солидный штраф. Даже в дождь вода с палубы не должна уходить за борт, она собирается в специальный танк, так называемый slop tank», – подчеркивает Владимир Семенов.

Куда девать «темные» воды?

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области и яхтсмена Олега Дерезы, самоходные дома на воде добавили бы привлекательности донскому туризму, но при условии жесткого контроля за соблюдением норм и правил. Кроме того, необходима инфраструктура: заправки, причалы, специальные заборные устройства для слива «темных» вод.

«Приведу аналогию с дорогами, на которые все время жалуются россияне. Почему они разбиты? В частности, потому что транспорт едет перегруженным, хотя существуют четкие правила. Но они не работают, а вот если бы штрафные санкции были неизбежны, перегруз отсутствовал бы. Так и с плавучими домами. Нужен 100-процентный контроль, и мы не получим загрязнения водоемов. Другой вопрос – куда причалить хаусботу в наших донских водах? Водное путешествие в станицу Старочеркасскую само по себе замечательно, но там нет причала, имеется только старый дебаркадер, где возможна лишь «дикая» швартовка. Но 10 яхт там не встанут. Кроме того, проблема с заправками – их просто нет. Обычно добыча топлива выглядит так: катер или яхта причаливает у населенного пункта, берется канистра, и до ближайшей заправки члены экипажа добираются на такси. Отсутствуют и заборные устройства для слива «темных» вод, а раз их нет, все сбрасывается в воду», – комментирует нынешнее положение вещей Олег Дереза.

История вопроса

О том, что на Пестовском, Химкинском и Клязьминском водохранилищах в Московской области появится сеть плавучих поселков и отелей, Канал имени Москвы сообщил в 2018 году. Уточнялось, что поселки будут включать 15–30 хаусботов, общая их площадь займет около 1 га водной поверхности и от 0,5 га земельного участка на берегу для парковки и прочей инфраструктуры. В июле 2019 года в Москве спустили на воду разработанный российскими и датскими инженерами хаусбот. Стоимость такого дома составляет 18–24 млн рублей.

Созданием домов займется российско-датская компания Houseboat. В марте 2019 года генеральный директор компании Екатерина Карсакова говорила агентству «Москва», что проект плавучего поселка на Химкинском водохранилище проходит финальную стадию согласования. Всего в ближайшие годы в акватории трех водохранилищ рассчитывают организовать пять подобных плавучих поселков.