Святочные дни особенно были любимы народом. Начинались они праздником Рождества Христова и заканчивались праздником Крещения Господня. К достойному празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского, или Филипповского. Канун праздника, называемый сочельником, проводился в особо строгом посте. В этот день не ели до первой звездочки. В красном углу под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чашка с отваренными зерна-ми пшеницы, политой медом, — «кутья». С первой звездочкой (воспоминания о той звезде, что возвестила волхвам о Рождении Христа), после молитвы ели «кутью», а за ней — самый скромный ужин.
Ночью, едва ударял колокол, вся казачья семья шла в храм. Но еще раньше шли «Христа славить». Мальчики пели молитвы и песни. Не принять «христославщиков» считалось большим грехом — всё равно, что не принять ангелов Божьих. (Боже избавь, в эти дни отказать в милостыни нищему или старцу!) Христославщиков наделяли пряниками, пирогами, конфетами, деньгами. Принимали их только до восхода солнца. На смену христославщикам вечером в первый день праздника приходили колядовщицы, которых также одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там в течение праздника устраивали посиделки с музыкой, играми, танцами.
В святочные дни ходили в церковь и по гостям да катались на санках. К празднествам готовились задолго: принято было не только обилие на столах, но и непременная обнова для каждого члена семьи – от мала до велика. Казачки под новые шали непременно шили себе и наряды, а мужчины старались ежели не сапоги купить, так уж рубаху обязательно.
Добрым людям на святой вечер
Накануне Старого Нового года, 13 января, с полуночи до петухов гадают, варят вареники и ходят «щедровать». Вареники делают с творогом, картошкой, капустой – и непременно с сюрпризом – монетой, колечком, сахаром, мукой… Кому достанется вареник с денежкой – жизнь будет счастливой и долгой, с мукой – богатой, но тяжеловатой, с сахаром – сладкой и легкой, ну а кому достанется кольцо – жди свадьбы. Можно завернуть и ниточку в вареник – это к длиной дороге, если не проглотят незаметно. Обычай «щедровать» до сих пор сохранился в донских станицах.
Под Старый Новый год настает пора гаданий. Сегодня, как и много лет назад, тусклым пламенем мерцают свечи, а девушки в зеркалах «высматривают» суженых. Наиболее опасным гаданием считается, когда ровно в полночь на столе в стакан воды перед зеркалом опускается кольцо. Лицо суженого должно появиться в отражении, при появлении которого нужно быстро отвернуться от зеркала. Еще перед сном девушки под подушку прятали записки с мужскими именами: с каким именем бумажку достанет, так и будет зваться муж. Также перед сном брали три сапога: в один клали хлеб, в другой – лук, в третий – кольцо. Утром, не глядя, брали один из них. Если в нем было кольцо – это к замужеству, если хлеб – к достатку, ну а лук – к слезам.
Святая вода от грехов людских
Считается, что в Святки по белу свету гуляет всякая нечисть – Бог, празднуя появление сына, отпирает ворота ада и позволяет «попраздновать бесям» на земле рождение Христово. Сколько историй о встречах с чертями и ведьмами можно услышать в донских станицах! Да таких, что невольно где-то в уголке души веришь в их правдивость. Поэтому, ограждая дома и дворы от нечистой силы, ставят углем или мелом над дверями и окнами знак креста.
Святки заканчиваются Крещением Господним. Существует поверье, что в полночь с 18 на 19 января в прорубь сходит Дух Святой.
На Дону во льду пробивали крест, а в центре креста делали отверстие и вбивали чоп. Когда священник заканчивал молебен и чоп вынимали из отверстия, то под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались, наполняли емкости, некоторые смельчаки купались в проруби. На Дону и до сих пор вырубают большие крестообразные проруби (иордани) и ставят крест.
Многие казаки в Крещение приезжают в древнюю столицу казачества – Старочеркасск, где находится мужской монастырь, и купаются в реке после литургии. Считается, что омовение холодной водой в этот день «смывает грехи». А вода, освящаемая в церкви накануне праздника Богоявления, исцеляет и от сглаза, и от всех других недугов. Пройдитесь по станице – и вы не найдете ни одного дома, где бы не было освященной воды, которая может стоять годами и не портиться.
По материалам "Официального форума донских казаков" big-rostov.ru