Преимущества «зеленой» энергетики – очевидны. Однако нередко можно услышать, что ветроэлектростанции малоэффективны и даже – вредны. Давайте разберемся, насколько обосновано это мнение
Читать в источнике priazove.ru
Татьяна СТАЦЕНКО
Немного истории
Трудно поверить, но когда-то безусловным лидером в деле ветроэнергетики был СССР. Именно у нас, в Крыму, в начале 1930-х была запущена первая в мире крупная (по тем временам) ветровая электростанция (ВЭС) ЦАГИ Д-30. Ее мощность составляла 100 кВт, однако к 1938 году ее планировалось увеличить до 5 МВт.
В середине прошлого века в Советском Союзе ежегодно собирали 9000 малых ветрогенераторов мощностью до 30 кВт, большей частью для нужд целины и для Крайнего Севера. Тогда же на целине была запущена первая в мире ветро-дизельная электростанция мощностью 400 кВт.
Но сейчас от былого нашего лидерства мало что осталось. В списке из 118 стран, в энергосистеме которых имеется ветряная составляющая, Россия до последнего времени занимала не очень высокое 52-е место. Наши ВЭС в сумме выдавали 184 МВт. Даже не говоря про Китай, это почти в два раза меньше Украины (534 МВт), в 1,8 раза меньше Литвы (493 МВт) и на 2 МВт ниже Панамы (270 МВт). Мы уступали Аргентине (279 МВт), Таиланду (290 МВт), Чехии (308 МВт), Эстонии (310 МВт) и даже Эфиопии (324 МВт).
Однако в последнее время положение начинает меняться.
Так, на сегодняшний день признанным лидером по развитию ветроэнергетики является Ростовская область. В настоящее время в регионе уже ввели в эксплуатацию три объекта суммарной мощностью 300 МВт. В 2021 году будет запущена Азовская ВЭС мощностью 90 МВт. Все строительные работы планируется завершить до конца текущего года. Ранее планировалось запустить ВЭС в текущем году, но сроки пришлось перенести из-за пандемии, которая затруднила перемещение специалистов для монтажа оборудования. Кроме того, возникли сложности с поставками на место строительства Азовской ВЭС некоторых единиц оборудования.
Азовская ВЭС строится на территории Маргаритовского сельского поселения. «Зеленую» энергию здесь будут вырабатывать 26 «ветряков». Ежегодная выработка ветропарка составит порядка 300 ГВтч. При этом исключены выбросы в атмосферу около 260 тысяч тонн углекислого газа, которые получаются при использовании ископаемых источников энергии для получения аналогичной выработки.
Стоит также отметить, что в связи с развитием ветроэнергетики в Ростовской области открылось три мощных производства. Так, в Таганроге на заводе «Красный Котельщик» налажено производство башен для ветряных электростанций. В новое производство инвестировано 772 млн. рублей, проектная мощность завода — 100 трех- и четырехсекционных башен в год. Масса каждой из них — 190 тонн, высота — около 85 метров, диаметр — 4,3 метра.
В Волгодонске открылось предприятие «ВетроСтройДеталь», которое, как и завод в Таганроге, занимается выпуском модульных стальных башен для ветроустановок. Но тут башни побольше. Этим летом завод вышел на проектную мощность — 10 башен в месяц, и производит башни 95 и 110 метров. Но оборудование, которое используется на заводе, позволяет производить башни высотой более 130 м. Производство занимает площадь более 18000 кв.м, и находится на территории бывшего Волгодонского завода ЖБК.
Третье предприятие организовано в отремонтированных цехах завода Атоммаш, где налажено производство ветроустановок — основного компонента ветряка. Для этого был создан завод «НоваВинд» — подразделение Росатома, в который вложили 1,6 млрд. рублей.
Завод сейчас вышел на проектную мощность: до конца 2020 года произведёт не менее 50 ветроустановок. Сейчас это ветрогенераторы мощностью в 2,5 МВт, их производят по лицензии нидерландской компании Lagerwey.
Преимущества ветроэнергетики
Преимуществом этого метода получения энергии является то, что его работа не производит выбросов в атмосферу. Более того, для кручения лопастей ветрогенератора не требуется никакого топлива. Таким образом, для получения энергии достаточно построить ветроустановки в тех местах, где в течение года часто гуляет ветер. Для производства тока достаточно скорости воздушных масс от 3м/с. При сильных порывах, больше 25м/с, специальная тормозная система останавливает ветрогенератор.
Хотя такие комплексы и занимают большие площади, эти же территории могут безопасно использоваться для сельскохозяйственных нужд. Угодья могут находиться непосредственно у основания мачты, а жилые постройки – не ближе 300 метров, шум от ветряков на таком расстоянии не превышает фоновый. Поломка одной установки не влияет на работу всей станции, поэтому, если аварии и происходят, они не сильно сказываются на общей мощности.
Ветряная станция не может навредить окружающей среде даже в случае ее разрушения, что нельзя сказать о гидроэлектростанции или о станции атомной. Ветряная электростанция не производит выбросов в окружающую среду и не нарушает природную экосистему. Никаких вредных воздействий ни на территорию, ни на озоновую оболочку Земли нет.
Вблизи от ветряной электростанции не надо выстраивать «мертвую» зону, как около других станций. Все земли можно использовать в сельскохозяйственных целях, ведь ветряки никак не вредят окружающей среде. При этом стоимость энергии в разы дешевле, чем та, которая получена на ГЭС, АЭС.
Надуманные недостатки
Недостатков немного, но противники строительства ветряков их активно муссируют в прессе.
Так, противники ветряных станций утверждают, что лопасти издают сильный шум, который негативно влияет на окружающую среду. Но современные технологии позволили измерить уровень шума и изучить его воздействие. Оказалось, громкий звук от работы лопастей действительно присутствует, но уже на расстоянии 30 метров от источника он слышен только на уровне фона. Для сведения: фон – это уровень шума естественной окружающей среды.
Защитники птиц активно выступают против строительства ветряных станций. Однако опасения их напрасны. Еще в 2016 году в Европе вышло исследование, которое в числе прочих финансировало правительство Великобритании, а проводили его ведущие британские и европейские орнитологи по заказу компаний, занимающихся ветроэнергетикой. За два года наблюдений на ветряной ферме на 100 турбин погибло шесть птиц. А основной вывод – пернатые меняют траекторию полета, чтобы избежать «мельниц». Еще ранее кто-то подсчитал, что число птиц, гибнущих от ветряков, в три тысячи раз меньше, чем от встречи с кошкой. И вообще гибнут скорее не птицы, а летучие мыши – вот по ним статистика действительно возросла.
Еще одна весьма сомнительная гипотеза противников ветряной энергии – искажение телевизионного сигнала вблизи от фермы. В современном мире все большую популярность приобретает спутниковое ТВ, цифровое ТВ, эфирного телевидения остается все меньше и меньше, поэтому приему сигнала в квартирах и домах ничто помешать не может.
Какие из этих недостатков и рисков мнимые, и какие — реальные, подсказывает опыт использования энергии ветра в густонаселенной Европе. Так, не подтверждаются опасения, связанные с инфразвуком и работой лопастей.
Исключение составляет проблема утилизации лопастей ветрогенераторов, срок службы которых 20-25 лет.
На данный момент используются два основных способа утилизации лопастей, сделанных из стеклопластика: механический и термический. Первый метод предполагает механическое измельчение волокон и гранул, составляющих композитный материал лопастей, которые затем используют в качестве сырья для производства низкосортной продукции. Однако в большинстве случаев выработавшие ресурс турбины подвергают термической обработке, то есть сжигают.
В настоящее время российские ученые разрабатывают экологически чистый метод утилизации лопастей.
Источник : priazove.ru