Интересная фотография с историей из моего журналистского архива. Датирована **5 ноября 1993 года**. Называется «Эксперимент «Чемоданчик на вокзале».
Это был действительно журналистский эксперимент, а точнее участие во всемирной акции (как бы сегодня сказали — флешмобе), который проходил на Главном автовокзале Ростова-на-Дону.
Редакция «Вечернего Ростова» решила присоединиться к эксперименту, который проводился в различных городах мира. Суть его заключалась в том, что на видном месте на оживленном вокзале ставили чемоданчик. После этого контрольная группа отходила в сторону и на секундомере засекала - за сколько этому чемоданчику «сделают ноги» местные жулики.
Перед началом эксперимента у нас уже имелась статистика. В Челябинске чемоданчик украли за 6 минут, в Нью-Йорке утащили за 20 минут, в Праге чемоданчик стоял 50 минут. Самым честным городом оказался Лос-Анджелес: там на вокзале бесхозный чемоданчик простоял целых 3 часа.
К перед тем как начать эксперимент, мы пришли к нашему другу, начальнику ОВД Ленинского района (на его территории находился автовокзал) полковнику Колосову. А тот сразу заставил меня пойти к прокурору Ленинского района Мельникову, чтобы взять у него разрешения на этот эксперимент.
- Мы ведь менты, - заметил Колосов. - Мы сажаем всё, что сажается. Это наша работа. Если чемоданчик сопрут, нам придется брать жулика. А как потом ему объяснять, что это был всего лишь эксперимент?
Прокурор Мельников долго протирал очки и взирал на меня изумленным взглядом, пока я ему объяснял суть моего предложения. Поняв в чем дело, он рассмеялся. Взял трубку телефона и сказал Колосову на другом конце линии:
- Действуй полковник, на этот раз обойдемся без бюрократии.
Я кивнул и вышел. Колосов дал сопровождение: уазик с «собачником» и двух толковых оперов. Перед тем как отпустить нас, лично провел короткий инструктаж в своем кабинете. Критически осмотрел «приманку»: обычный пластиковый чемоданчик-«дипломат», взвесил его в руках, и покачал головой:
- Лёгкий слишком. Жулик не клюнет на такое. Сразу поймет, что подстава.
Юрий Михайлович вытащил из какого-то угла увесистый кирпич, невесть что делавший в его служебном кабинете, присовокупил к нему ещё два тома из 55-томного собрания сочинений Ленина, что служило украшением его шкафа. Сложил все это в чемоданчик, щелкнул замками, взвесил в руке: «Совсем другое дело!»
Мы без проблем разместились в просторном «уазаике», прихватив с собой еще и фотографа Муравьева. На Главном автовокзале опера мгновенно зашифровались: исчезли, как будто их и не было рядом.
Я аккуратно поставил этот «дипломат» недалеко от стеночки, в таком месте, где не было слишком много людей, с таким расчетом, чтобы было удобно наблюдать и фотографировать.
Эксперимент продлился недолго. Чемоданчик стоял ровно две минуты и 43 секунды. Мы и перекурить не успели, как сбоку возник какой-то бомж. Прошел рядом с чемоданчиком, потом развернулся, подхватил «дипломат» и быстро зашагал к выходу из вокзала.
Итак, рекорд был поставлен. Зафиксировав его, мы задумались: а что дальше? Бомж быстро шёл вдоль парапета Темерника, оглядываясь по сторонам, мы следовали за ним, на некотором расстоянии. Так мы дошли до угла Большой Садовой и Сиверса.
Здесь операм надоело развлекаться. Они подскочили к бродяге, без лишних слов застегнули на нём наручники. Подъехал «бобик», мы все погрузились и поехали в Ленинский ОВД.
Задержанный жулик был весь в наколках, свидетельствующих о богатом и содержательным прошлом. Он извивался, проклинал ментов, говорил про дядю-генерала, который всех уволит. А потом он сам лично всех найдет и посадит на пику. Слушать это было не очень приятно. И пахло от этого бродяги совсем не розами: он очень давно не мылся.
Жулик сразу утих, едва вошел в помещение райотдела милиции. Прямо на пороге нас встречал полковник Колосов.
_ Надо же, кого мне Бог в дорогие гости послал! Да это Жора, старый мой приятель, - всплеснул руками милиционер, словно действительно повстречал лучшего друга, которого не видел много лет.
Жора криво улыбнулся, но особой радости от встречи с Колосовым не выразил. «Подстава это, начальник», - мрачно сказал он...
В общем, по итогам эксперимента жулика Жору отпустили. Для того, чтобы его закрыть, по закону полагалось, чтобы похищенное оценивалось в какую-то сумму, уже не помню какую по тем деньгам.
«Кирпич не стоит ничего, - рассуждал Колосов, открыв чемоданчик. - А это - тем более...
Последние слова относились к двум томам из собрания сочинений В.И. Ленина.
Обрадованный Жора птичкой пропорхал мимо дежурного милиционера и слинял без горя.
Об итогах эксперимента я опубликовал репортаж в «Вечернем Ростове». Вывод был таков: Ростов-папа не подвёл, и утёр нос раззяве Лос-Анджелесу. Поставил мировой рекорд в эксперименте «Чемоданчик на вокзале»! Нами рулила местечковая глупая гордость за жулика Жору, который оказался в нужное время в нужном месте.
Кстати, эксперимент мы проводили честно, «по-чесноку». С Жорой не договаривались, и вообще мы его видели в первый раз.
Володя Муравьев напечатал специально для меня одну фотку на память. На её обороте я написал данные об этом скромном рекорде, чтобы сохранить его в истории.
Источник : facebook.com