С чего начиналась в России профессия педагога и чем жили преподаватели в дореволюционных гимназиях
5 октября в России отмечают День учителя. Профессиональный праздник педагогов существует в нашей стране с 1965 года. Сначала его праздновали 29 сентября, позднее перенесли на октябрь, когда День учителя отмечается во всем мире. Но первые светские школы, а значит, и первые профессиональные учителя появились в России почти 320 лет назад.
Учителя за партами
Начиная реформу образования (до тех пор оно на Руси было преимущественно церковным), Петр I потребовал сперва, чтобы подданные сами «сколь можно» обучали своих детей грамоте. Для подданных дворянского сословия задача усложнялась — их дети должны были, помимо грамоты, учить иностранные языки и другие науки, а затем царь пошел дальше и создал в стране первую систему профессионального образования. Петр I, как известно, был прагматиком и в первую очередь ценил прикладные науки.
В 1701 году в Российской империи появились в том числе навигацкая, госпитальная, пушкарская и приказная школы. А в конце августа того же года 180 добровольцев были набраны в первую государственную школу «математических и навигацких наук». Попасть в нее могли только мальчики от 12 до 17 лет, однако на первых порах делались и исключения — некоторым учащимся было по 20 лет.
Обучение в навигацкой школе было бесплатным, неимущим даже выплачивалось особое пособие. Для императора, да и для всей страны, она имела особое значение — помимо капитанов и кораблестроителей, именно там готовили будущих преподавателей для других школ, которые должны были открыться в скором времени.
Арифметика, сиречь наука числительная
Учебники первым педагогам приходилось писать, можно сказать, на ходу, не отрываясь от преподавания. Так, первый в России учебник по математике, получивший название «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена», был составлен и издан в 1703 году преподавателем той же школы Леонтием Магницким. И благодаря своим литературным и научным качествам использовался затем без изменений в течение полувека.
Первый педсовет
Гимназии в их традиционном понимании появились в России в начале XIX века — вскоре после создания Министерства народного просвещения. Созданные по образу французских лицеев, они должны были вывести физическое воспитание учащихся на второй план. В 1828 году было введено разделение на классические гимназии, учащиеся в которых изучали один или несколько древних языков, и реальные, учащиеся которых от изучения древних языков были избавлены. Тогда же появились и первые педагогические советы, целью которых было следить за состоянием гимназий и обсуждать меры по возможному улучшению. Эти нововведения окончательно привились к середине века, однако тут подоспели новые изменения — в стране начались революционные волнения, вольнодумство молодежи было списано на избыток трудов античных авторов в школьной программе, и греческий язык из числа гимназических предметов был изгнан, что повлекло за собой изменения в учебных программах и во всей системе классических и реальных гимназий.
Кроме того, к концу века в России появились и начали быстро распространяться земские школы — сельские учебные заведения, работавшие по одноклассной системе, при которой все дети занимались вместе вне зависимости от того, на каком году обучения они были. В отличие от гимназий именно они стали самыми распространенными учебными заведениями в дореволюционной России.
130 тыс. рублей в месяц для учителя
К началу XX века система образования в России достигла настоящего расцвета. С 1906 по 1914 год государственные затраты на образование опережали рост затрат на оборону, а ежегодно в империи открывалось около 10 тыс. школ. В 1908 году в ряде губерний было введено бесплатное образование — мера, которую к 1921 году планировалось распространить на всю страну. Служба в системе народного образования считалась престижной, что неудивительно, — согласно опубликованным Счетной палатой архивным данным, к 1912 году учитель гимназии получал 85 рублей в месяц. Это было больше, чем у чиновника среднего класса, который получал 62 рубля в месяц, а в пересчете на современные деньги это составляет около 128 тыс. рублей в месяц. Зато учителям сельской школы повезло меньше — они получали 20–25 рублей в месяц, что по нашим меркам составляет 20–30 тыс. рублей, а по тем временам превышало только зарплату дворника, который получал 18 рублей в месяц.
И ругались по-древнегречески
Из XIX века жизнь дореволюционных педагогов и их учеников, писавших сочинения на такие темы, как «Замирание нашего сада осенью», «Река в лунную ночь» и «О скоротечности жизни», и владевших двумя иностранными языками вдобавок к латинскому (обязательное требование для гимназистов), представляется почти идиллической. Однако именно оттуда к нам пришли несколько устойчивых выражений, имеющих за собой весьма болезненную предысторию. Прочно вошедшие в обиход советских школьников субботники, например, в свое время означали далеко не коллективную мойку окон и уборку школьного двора, а обязательную «профилактическую» порку всех учащихся вне зависимости от наличия провинностей. Оттуда же идет и выражение «всыпать по первое число» — оно на самом деле относилось к тем, кто получил такую дозу наказания, что освобождался от порки на весь текущий месяц — до первого числа следующего месяца. Зато «сморозить глупость» имеет под собой поистине античные корни — оно происходит от греческого «морос», то есть «глупость», которым российские учителя нередко ругали своих подопечных. Впрочем, знали ли об этом сами ученики конца XIX столетия — неизвестно.
По материалам сайта "Известий"