За последний месяц на рынке ОСАГО с подачи федеральных властей произошли серьёзные перемены, которые обернутся изменением стоимости полисов для очень многих автомобилистов. Что именно произошло и к каким последствия для людей и страховых компаний это приведёт, говорилось на круглом столе, организованном в агентстве «Интерфакс-Юг».
Что произошло?
В стране вступили в силу новые правила при определении стоимости полиса ОСАГО. С 24 августа начали действовать поправки в закон об обязательном автостраховании в части индивидуализации тарифов. Отныне страховые компании должны рассчитывать стоимость полиса исходя из индивидуальных характеристик каждого водителя — как часто он нарушал ПДД, садился ли пьяным за руль и так далее. Набор этих факторов компания определяет сама, однако их в обязательном порядке надо указывать на сайте. Кроме того, определены факторы, которые запрещено учитывать: вероисповедание, национальность, расовая принадлежность.
Второе изменение вступило в силу с 5 сентября и предполагает расширение границы базового тарифного коридора. По словам управляющего отделением по Ростовской области Южного ГУ Банка России Натальи Леонтьевой, ЦБ РФ расширил границы тарифного коридора на 10% вверх и вниз.
— Раньше минимальный тариф для физического лица составлял 2746 рублей, максимальный — 4942 рубля. Теперь это 2471 и 5436 рублей соответственно, — рассказала Леонтьева.
Предполагается, что таким образом аккуратные водители с хорошей историей будут платить за ОСАГО меньше, неаккуратные — больше. По словам Леонтьевой, это означает более справедливое ценообразование, а также повышение конкуренции среди страховых компаний.
— При этом ЦБ не ожидает роста средней стоимости полиса ОСАГО. В Ростовской области по итогам 2019 года эта цифры снизилась по сравнению с 2018 годом на 2,3%, — рассказала она.
Цены изменятся до конца года
По словам вице-президента, директор южного регионального центра АО «АльфаСтрахование» Евгения Череменина, по факту эти изменения в Ростовской области пока полностью в силу не вступили.
— Мне кажется, что рынок ОСАГО в Ростовской области пока пребывает в неком исследовательском режиме. Многие страховые компании хотели бы в полной мере перейти на индивидуализацию тарифов. Но, с другой стороны, никому не хочется потерять часть рынка, первыми подняв стоимость полиса для части водителей. Все пока изучают изменения. Думаю, в ближайшие месяц-два всё успокоится и страховые компании примут решение, как вести себя на рынке и полностью начнут пользоваться нововведениями, — говорит он.
По его словам, в течение этого же периода станет понятно, кому из автомобилистов ждать повышение цен на ОСАГО, а кому наоборот. Исходя из общероссийской статистики «АльфаСтрахования», порядка 60% клиентов имеют пониженную ставку, а остальные 40% — повышенную.
— Но на юге соотношение будет иным, потому что регион отличается повышенной степенью криминализации в сфере ОСАГО, здесь много автомошенников. Это повлияет на повышение базовой ставки, — констатирует Череменин.
Мифическая рентабельность ОСАГО
Как говорит директор ростовского филиала ПАО «Россгосстрах» Дмитрий Есипов, ОСАГО в России действует уже много лет, но рентабельным этот бизнес так и не стал. Не помогут и текущие изменения на рынке.
— Пока рентабельность незначительная и как на ней скажется индивидуализация тарифов, говорить пока рано. Сейчас растут курсы валют, а это означает и рост стоимости ремонта автомобилей, так как большинство машин в России — иномарки. Это тоже скажется на рентабельности, — говорит Есипов.
Евгений Череменин напомнил, что страховые компании занимаются ОСАГО не добровольно. Это публичный вид страхования и им должна заниматься любая компания, получающая в России лицензию на страхование. В итоге компании рады, если по автострахованию они работают хотя бы без убытков. Некоторые же вынуждены и вовсе дотировать ОСАГО за счёт других направлений бизнеса.
— Есть те, кто считает, что страховые компании зарабатывают на ОСАГО какие-то огромные деньги. Это, мягко говоря, не так. При этом доля этого вида страхования, например, в нашем портфеле — более 60%. Это доминирующий вид страхования и он определяет в целом маржинальность страхового бизнеса, — говорит Череменин.
Индивидуализация тарифов, по его мнению, не поможет росту рентабельности рынка.
— Некоторое время назад ЦБ РФ утвердил новые справочники расчётов по ОСАГО. Стоимость ремонта выросла больше, чем на 10%, на которые разрешили повысить тариф. Мы насторожены и думаем как нам быть, чтобы с учётом повышения цен на ремонт не оказаться с убытками, — говорит Череменин.
Добавим, что, по данным ЦБ РФ, в первом полугодии в Ростовской области сборы по ОСАГО составили 400 млн рублей, что ниже, чем за тот же период 2019 года. Доля выплат по ОСАГО у крупнейших страховых компаний региона составляет от 65% до 83%.
Источник : donnews.ru
Отправьте свою новость в редакцию ЛГ, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Есть чем поделиться с нашими читателями? Пишите на WhatsApp, Telegram
+7 918 593 50 51