Новый опрос ФОМ показал, что Родину любят аж 82% россиян. Есть одно но – подавляющее большинство патриотов у нас из клуба "кому за 45", а вот молодежь к светлому чувству относится со скепсисом.
Среди тех, кому 46-60 лет и от 60 лет, патриотов набралось по 84%. А в молодежной группе в возрасте 18-30 лет таких только каждый пятый (22%). Если в среднем, то среди всех возрастных групп патриотизмом не горят 14% граждан.
А еще россияне рассказали, кого нельзя отнести к патриотам. В первую очередь, надо отсекать тех, кто не служит в армии (71%). Привет тем, кто не прошел по здоровью или забоялся дедовщины. Второе мнение в топе-3: патриотом нельзя назвать того, кто не знает историю своей страны (69%). Вроде бы хорошее утверждение, но в последнее время историю переписывают так часто, что за тенденциями порой не угнаться. И на третьем месте в группе непатриотов у нас те, кто закосили от выборов (49%). Тоже вроде бы верно. Если говорить о параллельном мире без подтасовок и каруселей.
Короче, вывод простой: народ у нас живет с хорошими идеями, но не при том строе. А чины, которые по идее должны представлять народные интересы, – самые последние патриоты. Алиса должна была не в зазеркалье попасть, а в Россию настоящего. t.me
В патриоты я пойду, или Любить Родину можно по-разному
Когда в обществе возрастают негативные тенденции, чиновники любят вспоминать о патриотизме и духовных скрепах. Видимо, они сторонники философского идеализма и верят, что сознание формирует бытие. К сожалению, все получатся как в афоризме с халвой: даже если тысячу раз произнести слово «патриотизм», уровень соответствующих настроений в обществе не повысится.
Наша страна до сих пор продолжает жить героическим наследием Великой Отечественной войны. Безусловно, это было время великих потерь и великих подвигов. И мы, как благодарные потомки, должны чтить память наших предков, отдавших жизни за свободу нашей Родины. Но здесь кроется главный подвох – если весь патриотизм в нашей стране сведется к прославлению военной истории России, это может привести к деформации патриотического воспитания. Почему?
Да потому что под патриотизмом сейчас понимается только военно-патриотическое воспитание. Как будто патриотом может считаться только тот, кто проходит службу в Вооруженных Силах и принес присягу. А как же те люди, которые рвут жилы на работе за 10-15 тысяч, умудряются растить детей и при этом продолжают верить государству? Они что, не патриоты? На мой взгляд, именно такие люди как раз и есть первейшие патриоты своей Родины.
Чиновники привыкли жить количественными показателями. Поэтому и патриотизм пытаются мерить цифрами. Например, сколько школьников вступило в «Юнармию», или сколько мероприятий патриотической направленности провело учебное заведение за прошедший месяц. Но патриотизм воспитывается в первую очередь в семье, и никакие усилия школы не помогут сделать ребенка патриотом, если его родители не разделяют подобных убеждений. К тому же патриотическая работа навешивается на учителей, как будто, по умолчанию, в нашей стране все работники учебных заведений являются ярыми патриотами. Сомневаюсь. Отсюда вопрос: как может воспитывать в детях патриотизм тот, кто сам не является патриотом?
Остается открытым и вопрос финансирования патриотических мероприятий. Как правило, деньги выделяются на проведение городских или областных мероприятий. Повседневная патриотическая работа мало кого интересует. Помню, как несколько лет назад, пытаясь улучшить материально-техническую базу патриотического объединения, я обратился к одному из руководителей города Твери с просьбой оказать поддержку в приобретении макета автомата АК-74. Сборка-разборка автомата, знаете ли, входит в программу всех военно-патриотических игр. Мне было отказано со словами, что патриотизм можно воспитывать без денежных вливаний. Согласен, можно, но недолго. Такие зерна не принесут богатых плодов. Данная ситуация сопряжена с тем фактом, что работа по патриотическому воспитанию молодежи держится на отдельных личностях, альтруистах. В остальных случаях воспитание патриотизма носит формальный характер, потому что отсутствует системность. У нас в регионе есть планы патриотических мероприятий, но нет программы патриотического воспитания. В рамках празднования 75-летия Великой Победы она вполне может появиться, но думаю, что так и не появится.
Итак, складывается стойкое ощущение, что кроме военных подвигов, героического наследия в нашей стране нет. Учителя продолжают выводить детей на митинги и учить шагать строем, как будто это и есть патриотическое воспитание. Насильно насаждая патриотизм, мы вызовем только отторжение. В советское время идеи патриотизма закладывались с детского сада, лучшие писатели создавали для детей и подростков книги, их иллюстрировали талантливые художники.
Эти книги и поныне входят в золотой фонд детской литературы. Снимались хорошие патриотические фильмы, создавались мощные музыкальные произведения патриотической направленности. А сейчас?
Я не говорю обо всех случаях, но нередко патриотизм носит показной, глянцевый характер, когда школьников выводят в красивой форме на митинги и парады. А спроси лично, так некоторые ответят, что хотят уехать из Твери в Москву, Петербург или даже другую страну. Так о каком патриотизме может идти речь? В условиях рыночной экономики, когда на смену лозунгу «Сам погибай, а товарища выручай» пришел лозунг «Своя рубашка ближе к телу», говорить о патриотических идеях как минимум должно быть стыдно. Должно быть стыдно отдельным чиновникам отправлять своих детей учиться за границу, лечиться в иностранных больницах и отдыхать на иностранных курортах. Когда у молодежи нет веры в светлое будущее, ни о каком патриотизме не может быть речи.
Почему чиновники считает патриотизм панацей от всех бед? Давайте обратимся к переводу этого слова. Патриотизм в переводе с греческого означает «любовь к своей Родине». Автор этих строк жил до 1991 года в одном государстве, а после 1991 года – в другом, но Родине он не изменял. Тогда стоит ответить на вопрос: как называется любовь к своему государству? Лояльность? Но не эта ли лояльность привела к стукачеству и массовым репрессиям в 30-х годах XX века?
Сейчас повторюсь, но эта мысль очень важна. Воспитание патриотизма начинается в семье. И если в школе ребенка учат, как хорошо любить свою Родину, а он приходит домой в старую однокомнатную квартиру, а там тепла нет, горячей воды нет, зарплаты родителей хватает только на «макарошки», отца уволили из-за сокращения, мать работает по 12 часов в сутки, то о каком патриотизме может идти речь?
Если создать людям условия для жизни, а не для выживания, большинство наших сограждан станет патриотами. Потому что менять такую замечательную страну на другую не будет иметь смысла. И за такую Родину в случае внешней угрозы будут готовы пожертвовать жизнью не только безусые юнцы, но и убеленные сединами великовозрастные отцы семейств. Потому что у каждого гражданина будет уверенность, что такое государство, в свою очередь, позаботится об их семьях и детях. А если у человека такой уверенности нет, нет и патриотизма.
Как видим, вопросов в деле организации патриотического воспитания много, работа эта сложная, она должна носить системный характер и иметь государственную поддержку. Иначе все потуги попросту бесполезны. mk.ru
Фото: https://shkolazhizni.ru