Благодетельство как политика

2020-08-23 12:13:35

Существует такой довольно широко распространённый тип гражданина, которому государство всегда и всё должно. 

Известный советский театрал и просто остроумный человек Анатолий Рас как-то обронил фразу: «Сколько у государства ни воруй, всё равно своего не вернешь». И действительно, все тогда потихоньку воровали. Рабочие мясокомбинатов не только не покупали мясо и колбасу, но и обеспечивали ими по приемлемой цене соседей и знакомых. Колхозники кормили ворованным зерном немногочисленную птицу на своих подворьях. Работники бумажной фабрики никогда не покупали тетради, а текстильщики тянули домой километры дефицитной тогда резинки… В общем, воровали понемножку, но все. И ничего, выжила страна. И всем было хорошо. Теперь воруют олигархи, высшие чиновники и крупные руководители. Но по стольку, что страна давно начала трещать. А бедные, как гласит даже официальная статистика, становятся всё беднее и беднее. Однако к тому есть не только объективные, но и субъективные причины.

Ещё с советских времён в России сложился и продолжает культивироваться тот самый тип нагловатого социального иждивенца. Корни этого явления давние. Советская социальная система создала условия, в которых подавляющее большинство населения  предпочитало  придерживаться  единой, универсальной на все случаи жизни стратегии поведения. Тогда, если помните, уровень личного благосостояния мало зависел от собственных усилий людей и складывался главным образом под влиянием специальных государственных мероприятий.  Границы оплаты труда не определялись  стоимостью выпущенной продукции и экономической эффективностью производства. В порядке вещей были периодические единовременные пересмотры ставок и окладов  в отдельных отраслях производства и по категориям работников. Различия в оплате труда устанавливались плановыми актами властей вне какой бы то ни было связи с реальными ценовыми соотношениями производимой продукции. Приобретение  основных  жизненных  благ осуществлялось в форме наделения, государственного благодеяния, как награда за соблюдение формальных правил (проживание на одном  месте в течение  длительного  срока,  стаж работы на одном предприятии и т.д.) и в зависимости от возможностей,  которыми располагало  государство  (предприятие),  то есть благодетель.  Собственные силы для значительного изменения своего материально-вещественного состояния реализовать было практически невозможно. И люди к этому привыкли. А что, очень удобно, что государство за тебя думает, что оно о тебе заботится.

Целые отделы просиживали рабочие дни в бестолковых трудах. На работе вязали носки и свитера, досыпали и дообедывали, рождали и носили сплетни. Но в конце месяца – будь добр! – получи причитающееся. Это тоже труд – ну-ка попробуйте просто высидеть восемь часов!

Конечно, ты мог ускорить, например, процесс получения квартиры и вступить в кооператив. Но это сулило ряд различных неудобств. Гораздо проще было ещё подождать и быть облагодетельствованным от предприятия или от государства.

Государство брало на себя всё: заботу о здоровье (диспансеризация), об отдыхе (ДК и клубы, путёвки в санатории и дома отдыха, в пионерские лагеря), о жилье (квартиры), о желудке (продуктовые наборы), даже о семейных отношениях. Помнится, в семидесятых мои родители крупно поссорились, так вся улица переживала, а мирить приходит целый депутат сельссовета. На неверных мужей жаловались в парткомы и правления колхозов. Пьяниц отправляли в лечебно-трудовые профилактории. И, говоря, что детей воспитывала, в том числе, и улица, мы имеем в виду положительное влияние этой самой улицы.

Была развита и успешно функционировала мощнейшая в мире воспитательно-распределительная машина, в которой человеку отводилась роль «колёсика и винтика». Для многих это было хорошо, для многих – плохо. Творческий, креативный человек не всегда мог проявить свои способности. Нашим спортсменам, например, было обидно отдавать огромные призовые деньги в госказну. То же самое с артистами, прославленными учёными. Как говаривал Достоевский, всё учли господа социалисты, кроме одного – сущности человеческой. Это неправильно, если люди разных способностей, возможностей, различные по отношению к труду и обладающие разным чувством ответственности живут одинаково. К сожалению, коммунизм не пройдёт, иначе люди просто не будут людьми. Но ведь и капитализм в том виде, в котором он сейчас сложился в России, это не что иное, как воровской, а подчас даже бандитский строй. Вместо верховенства закона у нас верховенство влияний, денег и оружия. И в этой ситуации каждый выживает и приспосабливается как может.

Недавно мой товарищ написал книгу о свободном предпринимательстве, фактически – о сетевом маркетинге. Ну, это когда ты вроде бы зарабатываешь, покупая товары. Это известная пирамида, принцип которой состоит в том, чтобы привлечь к такого рода торговле как можно больше людей и получать за это бонусы. Обмана тут особого нет, продукция зачастую действительно качественная, а средства на выплату «дивидендов» появляются из экономии на рекламу (она попросту не нужна: каждый участник – рекламный агент), на аренду помещений (принцип торговли – из рук в руки, минуя магазин и склад), на НДС и т.п. Проблема только в том, что не все хотят этим заниматься, а потому вербовка новых членов этой своеобразной организации идёт со скрипом. К тому же вполне возможно, что я захочу взять какую-нибудь другую зубную пасту или мыть голову другим шампунем. Но, будучи втянутым в процесс, тут же от этого начну страдать. Фактически это предпринимательство не слишком-то и свободное. Но человек вот занимается, даже методологическую основу подвёл – книжку написал. То есть барахтает лапками, пытается выжить.

Другие товарищи мои – кто торговать начал, кто в чиновники подался, кто в бизнес, кто в учителя. Нельзя сказать, чтобы кому-то всё легко давалось. Чтобы выжить и жить, приходится пахать, пахать и пахать. Добиваться всего самим. Наше поколение попало не только в идеологическую, но и в экономическую мясорубку. Это нам по полгода не платили зарплату. Это на наших детей государство не давало никаких выплат (и сейчас не даёт - если больше 16 лет ребёнка). Это мы будем вскорости получать самые маленькие пенсии, если до них доживём, особенно если учитывать то, что государство нас недавно всех на пять лет "омолодило". И это мы ценой нечеловеческих усилий, в противовес правительствам, пытаемся вытянуть страну из той бездны, куда она катится.

Но, как я уже говорил в начале статьи, в недрах общества давным-давно сформировалась и продолжает активно существовать такая злобненькая каста социальных иждивенцев, которым все и всё должны. И вот они, сами ничего не делая и не предпринимая для улучшения своего состояния, строчат жалобы во все инстанции, обрывают телефоны казённых учреждений и присутственных мест, ходят к чиновникам и поносят всех на лавочках у подъездов, в соцсетях.

Это они каждый день выбрасывают мусор на подвальную лестницу, ленясь пройти 20 метров до контейнера, а потом кричат: «Куда смотрят власти!» Это они по три часа выбирают товар в магазине, всё перещупывают, просят порезать сто пятьдесят граммов колбасы, а потом раздумывают покупать. Это они обругивают всех подряд, а потом требуют, чтобы к ним относились уважительно. Это они…

Просто такие люди уже стали профессионалами в своём поведении и получают удовольствие уже только от того, что доводят до состояния белого каления не только чиновников, но и соседей и даже своих родных.

Мой бывший сосед, человек в возрасте, но весьма бодрый, чуть не каждый день на стихийных митингах у подъезда возмущался по поводу того, за что мы платим коммунальщикам. И так их поносил, и этак. И кричал, и причитал, и «заводил» остальных жильцов. Когда же терпению настал конец, вызвали представителей ЖЭУ на собрание вечером. Те явились с документами. И выяснилось, что среди жильцов половина как раз и не платит за услуги, причём по несколько месяцев. Среди злостных неплательщиков оказался и тот, кто больше всех кричал. Когда же мы к нему подступили с вопросом, он начал огрызаться: «А за что им платить?!»

Меня всегда поражает, что люди перед Пасхой, перед майскими праздниками звонят в районные администрации, стыдят тамошних чиновников по поводу состояния городских кладбищ. Мол, куда администрация смотрит! (не станем говорить про этот год - коронавирусный, речь идёт о прежних годах).

Нет, администрация города, коммунальщики, конечно, выйдут и уберут, и делают они это по несколько раз в год. А многие родственники из тех же самых социальных иждивенцев, дождавшись, когда всё будет сделано, приходят на могилки умерших только чтобы выпить и закусить.

А когда объявляют субботники! Не стыдно ли тем, кто бросает мусор в лесополосах? А тем, кто у своих дворов не убирает бумажки, бутылки и прочую гадость, ожидая, пока детки из соседней школы или студенты своими руками не выгребут это? И ладно бы немощные! А то стоят ещё у ворот, наблюдают с чувством собственного достоинства, лузгают семечки и всех презирают.

Социальное  иждивенчество в целом представляет собой такой образ жизни, поведения человека, когда он умышленно стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за  счет  самого  общества, то есть за счёт нас с вами.

Раньше, кстати, это явление было тоже, только масштабы не те. Помните, родная компартия придумывала нам субботники, где мы должны были бесплатно трудиться под лозунгом «За себя и за того парня!»? А некоторые смеялись и говорили: «Тот парень» - это я!»

Иждивенчество нельзя считать нормальным общественным явлением. Оно закономерно для данного общества, так как стало следствием условий его существования, но совсем не нормально, ибо является унизительным для человека и разрушительным для социальных  институтов. Человек способен привыкнуть к такому образу жизни и не испытывать  существенного стеснения и неудобства.

Но ведь несправедливо! Одни пашут день и ночь – и им ничего. А другие только ходят по кабинетам, кричат и возмущаются, а там, глядишь, и выбивают себе какие-то льготы. Моя нынешняя соседка, например, недавно продала дом за несколько миллионов, сделала ремонт в квартире, завезла новую мебель, купила холодильник за 240 тысяч, который не смогла пронести в квартиру - по габаритам не проходил. А через две недели мне докладывалась, что получила социальную помощь как малоимущая!

Я вот, например, уважаю старость. Но никак не пойму, почему маленькими пенсиями возмущаются зачастую как раз те, кто ни дня в своей жизни не работал или просидел на «лёгком труде». Другие вкалывали, гробили здоровье – они и должны получать больше. Разве несправедливо?

Но в том-то и дело, что из-за таких вот горластых очень часто не доходят руки до тех, кто действительно нуждается в помощи.

С социальным иждивенчеством надо бороться. И закономерным способом борьбы с данным явлением должна стать социальная политика, направленная на создание  дискомфортных  условий для подобного существования,  в том числе осуждение поведения, доведение до осознания неправильности своего образа жизни и необходимости предпринять усилия к его исправлению.

Однако государство не торопится лишать себя роли Благодетеля. Ведь если внимательно разобраться, то именно государство привело к тому, что не только территории, но и целые регионы являются убыточными. Я до сих пор не пойму, как, например, область, собирающая несколько лет подряд больше всех в стране зерна и производящая мяса птицы, яиц, масла тоже чуть ли не больше всех, должна стоять с протянутой рукой: дайте на больницы, дайте на повышение зарплат, дайте на благоустройство…

Целые области, вроде Ростовской, тоже дотационные. Чего в принципе быть не может и не должно. Почему во всём мире производить сельхозпродукцию выгодно, а у нас до сих пор нет? Да всё, кажется, потому, что деньги должны быть наверху, в федеральном центре.

Будете хорошо себя вести – получите денег. Облагодетельствуем вас…

А показательные порки чиновников низших уровней. Показательные посадки, отставки губернаторов…

Или подарки детям под Новый год: мол, писали – получите…

Принцип благодетельства, то есть фактически воспитания социального иждивенчества, прочно прижился на всех уровнях власти. Именно поэтому для решения своих проблем многие люди не хотят прилагать никаких усилий, а обращаются сразу к Самому Главному. И летят письма президенту, премьеру, губернатору... Причём всем сразу. А что, им делать нечего, пусть отвечают. А мы посмотрим, хе-хе-хе!..

Только вот чем дольше будет государство заигрывать с такими людьми и чем дольше будет культивировать социальное иждивенчество, тем меньше будет перспектив у такого государства. Людей нужно отучать от подачек. Ведь если посмотреть, СКОЛЬКО денег распределяется в виде таких облагодетельствований, то резонно усомниться в эффективности этого процесса. А не проще ли реально и значительно повысить зарплаты и пенсии - вместо того чтобы периодически раздавать благодеяния?

Но такова уж политика у нас - государство-благодетель и народ-проситель. И это плохо.

Игорь Северный big-rostov.ru