Минпромторг планирует разработать до конца года «концепцию внедрения в массовое потребление» алкозамков, которые блокируют зажигание автомобиля при выявлении алкоголя в выдохе водителя. Оценить идею наш корреспондент попросил представителя автоинспекции, водителя со стажем и депутата.
Алкотестер для профилактики?
Сегодня такие устройства используются во многих странах для контроля граждан, попадавшихся ранее на пьяном вождении. В 2010 году в рамках пилотного проекта алкозамки устанавливали на школьные автобусы в Татарстане и Ивановской области, но эксперимент не получил дальнейшего развития. В 2013 году «Справедливая Россия» предлагала обязать лихачей, уличенных в пьяном вождении, ставить приборы за свой счет – законопроект отклонили.
Дело вроде бы полезное, но есть нюансы. Что произойдет, если водитель трезв, а пассажиры нет? Где гарантия, что в этом случае не сработает система блокировки? Что покажет тест, если водитель надушится одеколоном? Там ведь тоже есть спирт.
Влияние устройств на безопасность транспортных средств еще не проверено. Это все в перспективе.
По мнению депутата Ростовской-на-Дону городской Думы Анатолия Котлярова, поголовная установка алкозамков – явный перегиб.
«Если эти устройства ставить на все автомобили, это приведет к их удорожанию, но зачем эта опция непьющим водителям? – считает он. – Если есть такая проблема, что некоторые люди садятся за руль в пьяном виде, то надо ли обязывать ставить алкозамки всех? Другой момент: что делать таксистам? Например, ему нужно отвезти пьяного пассажира или компанию, а у него установлен алкозамок – и что же, теперь ему пьяных не возить? Потому что воздух в машине будет такой, что она не заведется. Получается, нам предлагают установить прибор для профилактики: а вдруг водитель когда-то выпьет? Так что я считаю, что массовая установка алкозамков – это нарушение наших прав. Вот система спасения, которую надо установить, – это оправданно».
Как среагирует умный прибор на антисептик?
Водитель с 19-летним стажем Ирина Леневская признается, что однозначно одобрить инициативу с алкозамками не получается.
«С одной стороны, мне такая идея нравится, потому что не хочется встретиться на дороге с неадекватными водителями. А они, увы, есть. С другой стороны, вопрос: а если я обработаю руки антисептиком на основе спирта, умный замок не среагирует? Было бы очень неприятно, спеша на встречу или работу, оказаться в заблокированном автомобиле. Плюс вопрос расходов. В наше экономически сложное время каждая копейка на счету, поэтому я не хотела бы дополнительных трат, учитывая совсем недешевые бензин и ОСАГО. Поставлю ли я подобный замок добровольно? Скорее нет, чем да», – размышляет автоледи.
Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Александр Мухин уверен, что нововведения, касающиеся безопасности дорожного движения, несомненно, нужны, но важно дождаться, когда будет представлен готовый продукт.
«Все пока в стадии рассмотрения, пока что многое непонятно, в том числе финансовая сторона вопроса, – считает он. – Кто будет нести затраты на установку алкозамков, автопроизводители или автовладельцы? Как информация о блокировке автомобиля из-за того, что водитель сел за руль в нетрезвом состоянии, будет поступать правоохранительным органам? Это интересная инициатива, но необходимо, чтобы при внедрении данного нововведения были соблюдены все права участников дорожного движения».
Кстати
Согласно инструкции к алкозамку, разработанному одной из научно-производственных фирм, на результаты теста может повлиять использование жидкости для полости рта, духов или лосьона после бритья «непосредственно перед тестом», курение за две минуты до проведения пробы, а также наличие паров омывателя стекла в салоне машины. Перед пробой также запрещено употреблять еду, пить холодную или горячую воду. Если алкозамок обнаружил превышение уровня алкоголя, то следующую попытку можно будет совершить только через полчаса.
Алкозамки (alcohol interlock) начали применять в Швеции еще в конце 1990-х годов. В Австралии провинившиеся автовладельцы ставят их за свой счет и обязаны ежемесячно проводить их поверку – это обходится примерно в 2200 долларов в год. В Литве с 1 января 2020 года можно сократить срок лишения прав, согласившись на установку алкозамка. С 2022 года все новые транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы алкозамками.