Со мной согласятся практически все родители нынешних выпускников и студентов: как бы хорошо ребёнок ни учился в школе, а без помощи дополнительных занятий и репетиторов он экзамен качественно не сдаст и в престижный вуз не поступит. Так почему же некогда лучшая в мире система образования дала такой серьёзный сбой, что школы и вузы стали выпускать недоучек?
Оговорюсь сразу: это произошло не одномоментно, и винить во всём новые власти не следует. Мне кажется, девальвация отечественного образования началась в семидесятых годах, когда декларативно ввели всеобщее среднее. Множество производств в стране тогда не нуждалось в серьёзном образовании, а некоторые дети были к нему просто неспособны. И учителям приходилось тянуть до конца школы тех, кто не мог учиться уже в силу своих умственных способностей или особенностей личности. Тогда же оценки перестали быть показателем знаний. Четвёрки и пятёрки во многом ставились за трудолюбие и послушание, а тройки заменили собой двойки и единицы. Дальше всё только нарастало.
Следующим этапом утраты качества образования стало всеобщее унижение наших учителей в годы перестройки. Согласитесь, что, если несколько месяцев не платить деньги колхознику, он будет вынужден воровать корма и прочее, что плохо лежит. Если не платить работнику завода, он будет сдавать на металлолом детали и станки. Если не платить строителю, он недоложит в раствор цемента, украдёт плитку или ещё чего-нибудь. А если не платить учителю, он должен просто сдохнуть. По определению. Потому как у него, кроме тетрадей, украсть нечего. А на что способен голодный человек, особенно если дома у него тоже голодные дети? Как объяснить им, что зарплату задерживают? Да не на день, не на неделю, не на месяц. Кажется, в 95-м году многим учителям на Дону не платили зарплату пять с половиной месяцев. Случались и забастовки, и шествия. Во главе учительских колонн становились самые заслуженные педагоги – с орденами и медалями, почётные работники образования, отличники просвещения. И вот с той-то поры те, кто был при деньгах, начали жалеть учителя. Причём жалость эта была лишь наполовину жалостью. Другая половина этого чувства – презрение. Слово учитель стало синонимом слова неудачник.
Многие из учителей тогда если и не ушли из школы, то, поняв невозможность существования за счёт основной работы, начали искать другие способы зарабатывания денег. Кто-то делал мебель, кто-то после уроков шёл на стройку, кто-то фотографировал, большая часть репетиторствовала. И вот именно тогда и упало качество образования, именно тогда учитель перестал быть авторитетом. Естественно, и знания, получаемые у такого учителя, уже не ценились. Да и сами педагоги, отпахав ещё где-то, позволяли себе работать менее качественно.
Кто пострадал? Пострадали и сами учителя, и дети, и родители, и вся система образования.
Престиж учительской профессии упал настолько, что в педагогические институты стали брать тех, кто ни в какие другие вузы не поступил. В результате мы имеем огромную массу педагогов-недоучек, а некоторых из них нельзя даже на пушечный выстрел подпускать к школе.
Кто смотрел сериал «Наша Russia», надеюсь, помнят не только Равшана и Джумшута, но и "воронежскую" учительницу Снежану Денисовну, которая только и делала, что собирала деньги с учеников. Такие педагоги тоже появились. Они не просто репетиторствовали (это всё-таки труд, причём тяжёлый), а ставили оценки за деньги или подарки. Это называется вымогательством, и многие, я уверен, сталкивались с таким явлением. Даже если кто-то жаловался, до суда дела не доходили: во-первых, потому, что трудно доказать, а во-вторых – очереди педагогов в школу, кажется, до сих пор нет. Уволят учителя – а кто предмет будет вести?
Многие родители просили учителей «позаниматься дополнительно» со своими чадами. Это тоже такая скрытая форма взятки. Если педагог добросовестный, то, конечно, такие занятия дадут определённый эффект. Ну, если не принимать во внимание моральную сторону вопроса. То есть родители должны платить за то, что учитель недодал ученику, а теперь, во внеурочные часы, додаёт. Однако встречаются педагоги, которые, взяв деньги, сажают сразу по несколько человек в кабинет и начинают как бы «заниматься». Судить о качестве таких занятий не берусь, но серьёзно в нём сомневаюсь. Теперь, правда, такие занятия перекочевали в Интернет - по скайпу или через Zoom. Но кто-то занимается индивидуально, а кто-то проводит групповые занятия. Один репетитор признался, что у него занимается подготовкой к ЕГЭ дистанционно ...79 человек! Вот и думайте - что это за занятия.
Итак, мы получили учителей, часть которых не хочет, а часть не может хорошо учить. Мы получили поколение, которое не считает профессию учителя престижной, а его самого авторитетом. Следовательно, один из серьёзных мотивов обучения пропадает. И вот на уровне правительства решается вопрос о полном добитии системы образования в стране. Российские школы втягивают в непрекращающуюся череду экспериментов, в результате которых оказались фактически погубленными предметы, которые способствовали нравственному воспитанию. Они оказались просто ненужными, выброшенными из жизни.
Я сейчас не буду вдаваться в особенности подготовки к ЕГЭ и в то, что происходит в связи с этим в наших школах уже с 1-го класса. Об этом сказано и так немало. Каждый специалист видит абсурдность системы по своему направлению. Мне, например, как филологу совершенно непонятно, зачем включать в тесты угадывание образных средств (эпитетов, метафор, метонимий, оксюморонов и т.п.) или определение стихотворных размеров. Задача школы не выпустить языковедов и литературоведов, которые видят, каким способом создаётся красота. Отличать ямб от хорея я могу научить практически любого за час. Дети должны чувствовать эту красоту, и воспитать такое чувство призвана школа. Оно воспитывается долго, из урока в урок, через чтение и обсуждение произведений, анализ поступков героев – под руководством мудрого наставника в лице учителя. А поскольку такие наставники уже перевелись, то и воспитывать некому. Кстати, тех, которые не перевелись, добили необязательностью чтения и изучения русской классики. Действительно, зачем читать, если это не пригодится на экзамене?
Итак, мы получили учащихся, настроенных с чисто практической целью – прилично сдать ЕГЭ и поступить в престижный вуз. Как только заканчивается метание и выбор вузов сделан, школа попросту начинает мешать.
Давайте вместе порассуждаем. Ребёнок, например, в какой-то момент понял, что хочет поступать на факультет журналистики. Кроме творческого конкурса, ему нужен русский язык, литература и иностранный язык. Ему уже не нужны ни химия, ни физика, ни история, ни черчение, ни алгебра с геометрией. Если ученик не идёт на медаль, стоит ли на него обижаться, что он перестал учить эти предметы, начал их пропускать? Да человек просто отдаёт всё своё время и силы углублённому изучению тех предметов, которые ему необходимы. А по остальным – лишь бы не двойка.
То же самое, если выпускник решил поступать в медицинский. Нужна ли ему литература? Это только при прежних системах образования доктора могли быть поэтами и писателями, музыкантами и актёрами. Теперь – дай бог, чтоб хоть доктора какие-никакие получились.
Труднее всего, конечно, так называемым медалистам. Если ставить оценки по-честному, то ни один ученик медали не будет достоин. Объём знаний по предметам слишком велик, ведь его расширили с учётом ЕГЭ, и обычного человека просто на всё не хватает. И вот тут уж простор для реализации амбиций некоторых педагогов. Учителя зачастую не принимают во внимание, что ученику триста лет не нужна будет эта физика или химия в объёме ЕГЭ, если он собрался поступать, например, на исторический факультет. Педагоги стоят на своём, трёплют нервы родителям, расшатывают и так не окрепшую нервную систему учащихся. Надо понять: если вы не в силах изменить систему, не отыгрывайтесь на учениках. Ведь если бы учитель математики не относился лояльно к таланту, юный Пушкин был бы исключён из Лицея за неуспеваемость.
Выпускники работают на износ. Это не может не отразиться на здоровье, на нервной системе. Что уж удивляться, что дети у нас больные! Да у наших детей детство заканчивается на несколько лет раньше, чем у нас. Как только выбрали вуз или даже просто направление - всё, начинается взрослая жизнь. Кроме шести уроков и факультативов, ежедневные репетиторы, тесты и проч. Спать некогда, не то что ещё чем-то заниматься. Я имею в виду, конечно, добросовестных, умненьких детей, которые хотят сэкономить родительские деньги или в семьях которых просто нет денег для оплаты обучения. Те, кто планирует поступить на платные отделения, особо не заморачиваются. На них учителям отыгрываться бесполезно. Остаётся долбить хорошистов и отличников...
Но вот что-то я всё о старшеклассниках. А разве легко сейчас в школе ученикам других возрастных групп?
Огромное счастье привалило тем родителям и детям, кто пошёл в школу по традиционной программе и попал к опытному, а главное – доброму и любящему детей педагогу. Мой малыш сначала попал именно к такому учителю. И я благодарен судьбе, что хотя бы первый класс мы были спокойны. Потом пришлось школу поменять. И здесь, как говорится, туши свет, бросай гранату.
На первом же собрании учительница сказала, что на каких-то курсах её научили не решать проблемы учеников, а отвечать на большинство вопросов так: «Это твои проблемы, ты должен решать их сам!» Конечно, может, есть в таком подходе какая-то толика истины, ведь мы слишком опекаем своих чад. Но ведь и времена сейчас далеко не те, что прежде. А позиция учительницы очень удобная. И ведь не поспоришь же! Узнать бы, кто вёл эти курсы, и языки бы повырывать!
Второклассник сидит по нескольку часов за уроками, некогда ни погулять, ни в кружки какие сходить. А если чем-то заниматься ещё, то ребёнок обречён на недосыпание. Где нормы? Где гороно? Почему из учебника математики обязательно нужно решать все примеры и задачи? И если не успевают в классе, задают на дом. В результате только по одному предмету получается писанины на две страницы. А ещё программа!
По «Окружающему миру» мы всей семьёй не могли разгадать кроссворд для второго класса. Вот пара вопросов. Только не подсматривайте и попробуйте отгадать. Итак – «Синий ком в небе голубом. 7 букв, начинается на К». Второй вопрос – «Серые, унылые, низкие, дождливые (8 букв, 3-я О)». Даю подсказку: изучали тему «Образование облаков». Ну-ну-ну! Холодно. Холодно. Ещё холоднее… Ни за что не догадаетесь! Мы тоже не догадались, полезли в Интернет. А там – сплошной родительский стон.
В общем, кто-то, наверное, из академиков разгадал. Ответ на первый вопрос – кучевые, на второй – слоистые. Уже можно смеяться. В общем, до этого случая я не видел никогда, чтобы в кроссвордах загадывали прилагательные.
По другим предметам тоже всё перевёрнуто с ног на голову. И что уж теперь говорить о едином образовательном пространстве? Разве это не дискриминация? Ведь если ученик проучится в одной школе лет пять-шесть, в другой он уже учиться не сможет: программы не те, требования не те. Или нанимай репетиторов по большинству предметов, или садись на тройки-двойки.
Есть и ещё приколы. В кабинете занимаются в две смены: первый и третий класс. Мебель новая. Но столы для первого класса великоваты, и никак их не усечь. А для третьеклассников они маловаты. Были проверяющие, заставили подогнать парты под рост первоклассников. Пришлось воспользоваться сваркой. Интересно, как теперь третьеклассникам?..
Каждый день из школы ребёнка приходилось забирать, хотя мы жили в пяти минутах ходьбы. Ждать нас нашему ученику приходится иногда по полчаса и даже по часу. И не потому, что мы боялись отпускать его одного через дорогу. Нет, здесь есть светофор, и всё относительно безопасно. Просто по разным предметам, кроме учебников, ещё какие-то пособия, рабочие тетради, прописи, методички. И ЭТО ВСЁ надо носить. Учителя говорят: вдруг пригодится! Выходит, что планов работы у этих учителей нет, что они не знают, какие учебники будут нужны? Так или иначе, но однажды я взвесил портфель – 7 килограммов 600 граммов! То есть ученик начальной школы должен нести в школу и обратно, поднимать на этаж фактически ведро воды! О какой уж тут осанке идёт речь! Не надорваться бы! А ведь ещё сменка! А ещё – спортивная форма, если физкультура! В ответ на эти возмущения можно сказать: «Это ваши проблемы, решайте их сами!» Очень удобная позиция! Вот мы и решаем сами свои проблемы.
И вообще большинство проблем мы давно стараемся решать сами. Ни мы, ни наши дети в этой жизни никому не нужны. Именно этим объясняется и наша излишняя опека.
Какой-то получается замкнутый круг. Можно, конечно, ругать учителей. Но разве это что-то изменит? Можно перевести ученика в какую-нибудь «крутую» школу. Но часто за вывеской «крутизны» кроются такие проблемы, что мало не покажется.
Наша система образования стала напоминать рулетку: повезёт – не повезёт. А всем повезти, конечно, не может. Так что если вам повезло с учителем и со школой, будьте благодарны судьбе.
Игорь Северный big-rostov.ru