Март 2013 года. Осужденный Рубенс Маро в роли короля Лира распростерся перед ногами начальника исправительной колонии строгого режима № 15 полковника Никифорова и других зрителей самодеятельного спектакля, поставленного силами арестантов. Автор фото - Алекс Оленев.
Театр и «зона» - это тема, неоднократно возбуждавшая воображение кинематографистов. Сюжет о том, как заключенные используют театральную постановку для организации побега, лег в основу отечественной ленты «Комедия строгого режима», а также одного из сюжетов голливудского сериала «Побег».
Однако такие тонкости неведомы самодеятельной труппе, которая организовалась в рамках проекта «Арт-амнистия»: театр здесь задуман только ради искусства. Режиссер Ольга Калашникова, драматурги Вячеслав Дурненков и Мария Зелинская сумели увлечь театральными идеями около полутора десятков осужденных, чувствующих в себе творческую жилку. Репетиции длились почти полгода, прежде чем спектакль показали небольшой группе зрителей, состоящей из сотрудников администрации, журналистов и родителей самодеятельных актеров.
Необходимо заметить: для того, чтобы записаться в «тюремный театр», осужденному необходимо обладать достаточной степенью мужества. Дело в том, что так называемый «отрицательно настроенный контингент» на «зоне» не поощряет любые формы сотрудничества с администрацией. Но эти актеры играли вовсе не ради возможности раньше освободиться. По накалу страстей, искренности чувств, спектакль был настоящим, шекспировским. При минимуме реквизита актерам и режиссеру удалось сотворить маленькое чудо.
Действо проходило в комнате воспитательной работы, который превратили в зрительный зал, просто сдвинув к стенам ряды кресел. Несколько стульев, зонтики и кусок полиэтилена - весь реквизит, а одеяния актерам заменили грубые дерюжные мешки, подпоясанные веревками. То, что театр тюремный, зрители почувствовали с первых минут спектакля, когда актеры стали очень представляться. Гонерилья - мошенничество, граф Глостер - убийство, Эдмунд - нанесение тяжких телесных повреждений, Шут - хулиганство, и так далее. И только король Лир выкрикнул в самом конце: «невиновен!». И это не совсем соответствовало реальности.
Короля Лир играл ростовчанин Рубенс Маро, осужденный к длительному сроку за покушение на убийство. Вот какой «король Лир» был задействован в спектакле, и надо сказать, Рубенс Маро справился с этой ролью отменно!
Финал пьесы был задуман как пресс-конференция, на которой король Лир обличил такие человеческие пороки, как неблагодарность, зависть, алчность. Зрители тоже были вовлечены в процесс: некоторых «король Лир» публично обвинил в тяжких грехах. Досталось даже начальнику колонии полковнику А.П. Никифорову, которому «король» (он же Рубенс Маро) выкрикнул: «клятвопреступник!». Но, судя по улыбкам, ход пьесы начальству понравился.