Пятнадцать лет самый высокий экспонат азовского музея удивлял и восхищал посетителей, пришедших посмотреть на это чудо природы. Во время обзорных экскурсий по музею и тематических по палеонтологии, на тематических уроках сотрудники музея, экскурсоводы, рассказывая о происхождении жизни на Земле, в обязательном порядке акцентировали внимание на уникальном экспонате. Огромный, более 4 метров в высоту скелет трогонтериевого слона притягивал внимание посетителей, как маленьких, так и взрослых, бывалых путешественников, которые объездили много стран, и впервые приехавших в провинциальный Азов.
В сентябре 2000 года известный норвежский путешественник Тур Хейердал с нескрываемым интересом рассматривал и слушал экскурсию о находке, реставрации и о путешествии азовского слона в Японию…
А началось все так. В один прекрасный сентябрьский день 1996 года в азовский музей зашли две невысокие женщины восточного типа, (как потом выяснилось, японки объезжали музеи юга страны в поисках новых идей и выставок по искусству) очень четко говорящие на русском языке. Купив билеты, они погрузились в музейную экспозицию. Пройдя все залы, рассмотрев экспонаты на втором этаже, женщины спустились по боковой лестнице в залы археологии и единственный зал палеонтологии (здесь надо напомнить о том, что ранее, до расширения экспозиционного пространства, ход движения по залам был иной, залы бронзового века, железного веков и экспозиция «Приазовье в геологическом прошлом» были замыкающими, как бы в «аппендиксе»). Зайдя в последний зал, женщины замерли перед огромным скелетом трогонтериевого слона. Решение было принято молниеносно. Тема новой выставки в Японии была готова.
Кто же эти загадочные японки? Это были известные в своей стране искусствовед Киеми Нитта и журналистка Камагава Кадзуки, приехавшие специально в южную глубинку России для ее изучения и знакомства с коллекциями живописи в музеях юга страны. До этого времени женщины уже имели опыт создания международных выставок по искусству. Совместно с известными музеями Москвы и Ленинграда, они создавали выставки в своей стране, знакомя японцев с русской культурой и искусством. Полюбив Россию, ее жителей, им захотелось узнать об этой стране еще больше, и они отправились на юг. Так они попали в Азовский музей. … увидев азовского слона, они решили диаметрально поменять свою линию и обязательно показать теперь уже не картины русских художников из провинциальных музеев, а палеонтологическую коллекцию и скелет азовского слона.
Начался период переговоров и подготовки международного проекта. Директор Азовского музея Анатолий Александрович Горбенко согласился на этот проект, несмотря на все сложности разбора, транспортировки и очередного монтажа скелета. Ведь еще не был забыт печальный опыт перевоза черепа из Ленинграда в Азов.
И все же, когда все вопросы были решены и известен период пребывания палеонтологической выставки в Японии, сотрудники музея приступили к демонтажу скелета.
Разобрав по частям посткраниальный скелет и упаковав каждую кость в специально построенный ящик, сотрудники музея приступили к разборке подставки для черепа. С большим трудом, сотрудники опускали тяжелый, весивший более 600 килограмм череп, аккуратно устанавливали на специальную подставку, погрузили в специально построенный контейнер и… столкнулись с проблемой переноса контейнера из экспозиции. Контейнер таких больших габаритов не выходил ни в одни двери. Что делать? Выход был найден – выдавили стекло в одном из экспозиционных окон и вывезли контейнер с черепом на Петровский бульвар.
А дальше… В апреле 1997 года сотрудники музея провожали коллег в служебную командировку в Японию. Все ящики с застрахованными палеонтологическими предметами и скелетом азовского слона вылетели в Токио.
Прилетев в Японию, в префектуру Ниигата, в туристический комплекс «Русская деревня» сотрудникам музея показали экспозиционный зал, подготовленный для палеонтологической выставки.
Начался монтаж предметов, систематизированных по темам в витрины, выставленные по периметру зала, и параллельно велась работа по монтажу скелета трогонтериевого слона, для которого было выбрано специально центральное место в экспозиции.
В течение нескольких напряженных дней работы сотрудники восстанавливали донского гиганта, с каждым днем скелет преображался, становился все более узнаваем, и вот, наконец, скелет трогонтериевого слона полностью был собран. Он заполнил пространство зала, зал казался меньше своих размеров. Доисторический гигант сразу притягивал на себя внимание посетителей, вошедших в экспозицию.
оржественное открытие выставки «Мамонты» состоялось 26 апреля 1997 года. Накануне состоялась пресс-конференция, посвященная открытию. На ней присутствовали организаторы выставки Киеми Нитта, Камагава Кадзуки, директор Азовского музея Горбенко Анатолий Александрович, научный консультант выставки кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник отдела природы Байгушева Вера Северьяновна.
В день открытия в туристическом комплексе «Русская деревня» шла праздничная программа, в которой принимали участие японские и русские организаторы, после открытия было представлено шоу с участием клоунов.
На открытии присутствовали президент туристического комплекса «Русская деревня», авторы идеи и организаторы выставки Киеми Нитта и Камагава Кадзуки, сотрудники Азовского музея, вместе с директором Анатолием Александровичем Горбенко, среди приглашенных на открытии присутствовал консул России, высокопоставленные лица двух стран.
Палеонтологическая выставка впечатлила гостей, она заинтересовала жителей Страны восходящего солнца своей неординарностью, особенностью подачи, научно-информационной базой, и, конечно же, огромными размерами доисторических обитателей Приазовья.
Здесь же на специально собранном подиуме «возлежал» посткраниальный скелет динотерия, хоботного животного, обитавшего 8-7 млн. лет назад, в витринах и вертикальных планшетах расположились отдельные зубы, рога, целые кости или фрагменты костей плейстоценовых животных.
В течение полутора лет, с апреля 1997 года по январь 1999 года, палеонтологическая выставка Азовского музея работала в туристическом комплексе «Русская деревня» в живописном месте Ниигаты.
Эта выставка имела огромный успех, ее посетило большое количество японцев. Особенно запомнился момент, когда на выставку пришли члены императорской семьи. Самым интересным и запоминающимся для японской аудитории остался скелет самца трогонтериевого мамонта, который восхищал всех посетителей выставки «Мамонты».