«Что положить, выбираем сами»: семья из Ростова переехала в село и продает овощи по абонементу

2020-06-17 08:00:21

Ребята продают выращенное по подписке, и покупатели в последний момент узнают, что окажется в пакете

Настя и Сережа и не думали становиться фермерами, а теперь огород — дело их жизни

Ростовчане Анастасия Вейшторт и Сергей Пасичник продают овощи и зелень по подписке. Свой небольшой проект под названием «О, батат!» они открыли пять лет назад: выращивали органические овощи для себя и подумали, что на органику может быть спрос. Молодые люди были далеки от сельского хозяйства, но огород стал делом их жизни. Так всё и началось.

Сейчас у ребят уже три участка по 25 соток и около 80 разных культур. Овощи помогли пережить Насте и Сереже пандемию — спрос на качественные продукты сохранился и во время эпидемии. А благодаря коронавирусу у фермеров появилась большая морозилка. Мы считаем важным поддержать предпринимателей именно сейчас, поэтому запустили проект «Маленький, но гордый бизнес», где мы рассказываем о мотивации, успехах и провалах владельцев небольших компаний. Настя и Сережа надеются на лучшее, но в любом случае не собираются прекращать. Рассказываем их историю.

Черные помидоры вкуснее

Анастасия Вейшторт и Сергей Пасичник перебрались под Гуково в хутор Верхняя Ковалевка около 8 лет назад. От родственников им остался дом с небольшим участком, и ребята решили поселиться в нем на лето. Потом остались и на зиму, а потом — насовсем. Оказалось, сельский образ жизни им подходит больше, чем городской.

— Мы очень внимательно относимся к нашему питанию. Когда стали углубляться в эту тему, поняли, что в продуктах, которые мы едим, очень много всего того, чего мы потреблять не хотим. И хотя мы вообще никакого отношения не имели к сельскому хозяйству, в какой-то момент решили попробовать выращивать овощи для себя, — рассказывает Настя.

Ребята говорят, их черные помидоры значительно вкуснее обычных красных, которые можно найти на рынке

Ребята говорят, их черные помидоры значительно вкуснее обычных красных, которые можно найти на рынке

Молодые люди стали экспериментировать: сажать разные сорта и виды овощей, многие из которых не выращивают в Ростовской области.

— Я жил в Ростове рядом с Центральным рынком и часто туда ходил. Я думал, у меня большой выбор продуктов. Но всё оказалось не так. Многие овощи, которые я попробовал впервые, мы вырастили здесь: в нашем регионе их почти не встретишь в продаже. Например, кажется, что в Ростовской области люди едят много зелени, а по факту знают только укроп и петрушку. Мы же только салатов выращиваем несколько видов: «Ромэн», «Айсберг», «Саланова». Из капустных у нас есть кольраби, брокколи, несколько видов кейла, — рассказывает Сережа.

— У нас даже помидоры совсем другие, таких вы не найдете на рынке. Они вкуснее и ароматнее, чем обычные, и у них другой цвет. Спелые они могут быть зеленые, оранжевые, белые и даже черные, — добавляет Настя.


Как не надо делать

На первых порах не обошлось без ошибок. Ребята пробовали учиться в интернете — там обещали «легкие» технологии садоводства. После этого на растения набегали вредители и портили урожай. Однажды начинающие фермеры вырастили батат — так называемый сладкий картофель. Влюбились в этот овощ, который и дал название проекту. Оказалось, батат нравится не только Насте и Сереже, но и кроту, обитавшему на их участке, — под шумок животное утащило несколько коробок сладкого овоща.

Сейчас экофермеры выращивают 80 разных видов овощей и зелени

Сейчас экофермеры выращивают 80 разных видов овощей и зелени

— В интернете есть очень много информации, но по большей части она о том, как делать не надо. Однажды я посадила баклажаны, пришли насекомые и начали их портить. Я пошла в магазин, как все нормальные люди, и сказала: «Дайте мне препарат от насекомых». Пришла, обработала, потом почитала инструкцию — обычно люди делают в таком порядке. И думаю: «Как же так, написано, что срок ожидания 30 дней, а мне мои баклажаны хотелось бы завтра съесть». Начала читать, чем именно я всё обработала, и поняла, что такого в своих продуктах я видеть бы не хотела. Так мы пришли к органическому земледелию, — рассказывает Настя.


Сработало сарафанное радио

Органические овощи не обрабатывают химикатами и пестицидами на всех этапах — начиная с отбора семян и заканчивая транспортировкой. Органические удобрения и средства защиты значительно дороже химических, бороться с сорняками приходится вручную. Поэтому часто органические продукты дороже, чем обычные. И рынок принял Настю и Сережу не сразу.

— Когда мы получили первые урожаи, мы подумали: может, это еще кому-то интересно? Есть люди, которые думают о качестве продуктов, которые они едят. Но поначалу мы даже не могли объяснить, чем наши овощи отличаются от других. Мы говорили: «Ну вот, мы их сами выращиваем, без химии». Мы ехали в город по своим делам, заодно завозили наши овощи. Первое время выручки хватало только на бензин туда-обратно и на перекусы в городе, — вспоминает Настя.

Работают на земле вдвоем

Работают на земле вдвоем

Сначала ребята продавали овощи по знакомым. Пробовали сотрудничать с торговыми сетями, но это оказалось невыгодно: их товар предлагали выкупить по цене гораздо ниже себестоимости. Но затем получилось наладить доставку в некоторые ростовские магазины. Дальше сработало сарафанное радио.


Рабочий день с 4 утра

Сейчас экофермеры обеспечивают овощами и зеленью 100–120 семей за сезон. Он длится с марта по декабрь. Посадки начинаются с февраля. Летом ребята каждый день встают в 4 утра, чтобы успеть переделать все дела. Работают вдвоем, без помощников.

Летом — горячая пора, приходится вставать с зарей, чтобы успеть собрать урожай

Летом — горячая пора, приходится вставать с зарей, чтобы успеть собрать урожай

— До 11:00 доделываешь все дела, с 11:00 до 16:00 надо поспать, потому что потом — снова за работу, до полуночи. Я бы хотела ложиться раньше, но не получается. У меня есть план на день, а еще — список текущих дел, которые постоянно врываются в мой план. Например, я пошла повернуть кран в теплице и увидела, что там выросли лишние ростки, и их надо убрать. Или было холодно, а сегодня — +35, и в теплице уже под +50, и приходится решать вопрос перегрева. Или сломался насос. Каждый день происходит что-то новое, — говорит Настя.


Людям нужны овощи и в эпидемии

Когда стало понятно, что с крупными хозяйствами конкурировать не выйдет, экофермеры придумали систему абонементов.

— Это такой дружественный формат. Мы собираем людям наборы из того, что выращиваем, так, чтобы они были максимально разнообразны по сезону. Ассортимент выбираем сами. А они их берут в течение нескольких недель. Для них это такой сюрприз. Состав набора по абонементу анонсируется каждый вторник — так люди узнают, что к ним едет. Например, в один из последних наборов мы положили несколько видов салата, молодую морковь, редис, репу и два вида капусты — кейл и мангольд. Это и эксперимент — научиться есть разные овощи. Ну, мы людям, конечно, помогаем, рассказываем, какие есть рецепты, — смеется Настя.

Фермеры боялись, что не переживут кризис, но оказалось — свежие овощи нужны людям и во время пандемии

Фермеры боялись, что не переживут кризис, но оказалось — свежие овощи нужны людям и во время пандемии

Абонементы и помогли продержаться на плаву, когда началась пандемия. До поселка, где живут молодые люди, коронавирус не дошел, но эпидемия всё же повлияла на их бизнес.

— Начало пандемии совпало с началом нашего сезона. Было непонятно, чего ожидать. Вот ты сеешь салат и не знаешь, разрешат тебе его везти к покупателю или нет. Настя приходила и говорила: «Ну что же делать, сажать или нет?» Ведь это затраты минимум на семена. Плюс частично не работали рынки, а в начале сезона мы как раз закупаем инструменты, оборудование, — рассказывает Сережа.

— В итоге мы сели и обсудили, что будем делать, если всё насовсем закроют, и сколько влезет в наш подвал и морозилку — благодаря пандемии теперь она у нас есть. Но люди не перестали покупать овощи, всё равно ведь надо что-то кушать, — радуется Настя.

— Мы занимаемся этим, потому что для нас — это социальная ответственность. Есть бизнесы и полегче, и поприбыльнее. Но у нас есть такая мечта, или миссия, если хотите. Чтобы органика развивалась, ведь органика — значит не только, что вы поели это и не заболели, но и то, что не умерли рыбы, насекомые. Это невредительство ради жизни, — считают молодые люди.

Данила Сухоруков

Ограничения нанесли урон всей ростовской бизнес-среде — мы уже рассказывали о том, как выживают в коронакризис семейный книжный магазин и небольшая кофейня, открывшаяся в центре Ростова за неделю до самоизоляции, как идут дела у свободного пространства «Циферблат», и выяснили, как пандемия повлияла на рынок товаров для животных. Если у вас есть свое дело, поделитесь с нами, как вы его создавали и как переживаете нынешние трудные времена.