В редакцию «Блокнот Ростов» обратились жители города Азов. Они уверены, что компания-подрядчик, который отлавливает безнадзорных животных в городе, нарушает ряд законов. Администрация Азова в свою очередь считает, что контракт выполняется полностью.
Зоозащитная организация РРОО «Феникс» (не путать с одноименным «Фениксом» из Азова) выиграла госзакупку на отлов безнадзорных животных в городе Азов. Контракт стоимостью 510 тысяч рублей рассчитан на срок с 1 мая до конца 2020 года. «Феникс» стал единственным участником закупки, хотя своей деятельностью организация занимается преимущественно на территории Новочеркасска.
Паника жителей города
В редакцию обратилась жительница Азова Анна. Она рассказала, что службу отлова вызвали на улицу Степана Разина, 9 из-за агрессивной собаки. Специалисты приехали во двор 22 мая, но по словам Анны, нужную собаку так и не забрали. Зато «Феникс» стал отлавливать любимца двора, у которого даже есть кличка — Лис (На снимке вверху - сам Лис, люимец жителей пяти дворов...). Рыженькая небольшая собака не давалась в руки сотрудникам организации, поэтому они вынуждены были применить специальные инъекции для ее обездвиживания.
— Я ехала с работы и услышала выстрел. Когда вышла из машины, какие-то люди уже шли к собаке. Я сделала фото и попросила у них документы. Мне сказали, чтобы я шла по своим делам и не мешала. Собаку отлавливали на глазах у детей, что вообще запрещено! Мы собрались всем двором, просили вернуть нам нашего Лиса, но столкнулись с хамством сотрудников, — рассказала Анна. — Они говорили такие фразы, что им все равно каких отлавливать, нужно привезти восемь собак.
Момент отлова
По словам Анны, дети были в ужасе. Все происходило во дворе пяти домов. К вечеру там всегда собирается много людей, которые выходят подышать свежим воздухом. Они наблюдали за всем процессом, как Лиса усыпляют и затаскивают в машину, но сделать ничего не могли.
Жителям предложили написать заявление, что они действительно хотят оставить собаку, что они и сделали. Однако сотрудники «Феникса» все равно увезли Лиса. Куда отправили любимца двора, люди не знали. Никакой информации о состоянии животного «Феникс» не давал.
Рассказать, как по закону должен проходить процесс отлова безнадзорных животных в ростовском МКУ ЦБЖ корреспонденту «Блокнота» отказались. Прояснить ситуацию согласилась Оксана Кудря, которая несколько лет успешно занимается отловом безнадзорных животных.
— Да, действительно, при детях отлов запрещен. Если случается так, что собака, на которую написана заявка — любимица двора, то мы стараемся найти куратора (кормильца), к кому животное идет без проблем, объясняем ситуацию, для каких целей отлов, когда вернется собака и т. д., потому как частенько бывает, что находится злопыхатель, который все-таки вызовет службу по отлову даже на спокойную собаку — просто раздражает его животное и все, — рассказала Оксана Кудря. — Когда происходит отлов, люди выбегают и просят оставить животное. Мы дальше выясняем, стерилизована собака или нет. Если нет, то забираем ее, оставляем номер телефона, предоставляем потом фотографии из приюта, чтобы люди видели, что с собакой все хорошо. После всех обязательных процедур ее возвращаем обратно. По факту так просто забрать собаку и увезти нельзя. Отлов происходит с видеофиксацией, что прописано в муниципальном контракте. Потом животное транспортируем в приют, где его осматривает ветеринар. Животное вакцинируют от бешенства, обрабатывают от экто- и эндопаразитов, стерилизуют, ставится яркая клипса на ухо. В среднем все это происходит 10 дней и после животное выпускается обратно в среду обитания (где было поймано) также с видеофиксацией.
Оксана Кудря уточнила, что выпускают по закону только вакцинированных, стерилизованных и не агрессивных собак. Если животное проявляет агрессию, то оно должно оставаться в приюте до момента естественной смерти или пока не найдется для него новый хозяин.
«Детей специально привели взрослые» — директор «Феникса» Илья Рафаильевич Нурутдинов
Директор РРОО «Феникс» Илья Нурутдинов охотно согласился пообщаться с корреспондентом «Блокнот Ростов». Он сразу понял, по какому вопросу звонит журналист. Главным, что нужно было узнать: почему собак отловили при детях и, что сейчас с животными?
По словам Ильи Рафаильевича, на фотографиях, которые показывали ему люди, на фоне сотрудников «Феникса» стоят три молодых человека.
— Честно скажу, если бы я их увидел в магазине и они попросили бы продать им сигареты, я бы продал, не спрашивая паспорта, — сказал директор «Феникса». — Остальные дети, которые потом стояли вокруг машины, были приведены своими родителями.
Илья Нурутдинов рассказал, что ему позвонила девушка и попросила отпустить собаку. По его словам, он дал указания своим сотрудникам, но в тот момент уже приехали полицейские и отпускать собаку было нельзя. Какое отношение правоохранительные органы имеют к отлову, не совсем понятно. Однако, по словам Ильи Нурутдинова именно это и стало причиной отказа оставлять собаку, которая даже не была объектом вызова службы отлова. Также мужчина рассказал, что люди якобы пробили колесо машины.
— Молодой человек запрыгивал в кабину машины и пытался забрать ключи. Мои сотрудники не стали применять никаких спецсредств, потому что это живые люди. Конечно были крики и ругань. Все это, простите за сравнение, было сравнимо с диким табором, который пытается обороняться. Сотрудники мои понесли дисциплинарное наказание и были проинструктированы, как должен проходить отлов, — уточнил Илья Нурутдинов.
— По моему субъективному мнению, они не нарушили ничего.
Мужчина не отрицал в разговоре, что службу вызвали на другую собаку.
Он уточнил, что найти ее не удалось и в рамках патрулирования территории сотрудники забрали других.
Сейчас, по словам мужчины, с Лисом все в порядке. Его фотография была опубликована в соцсетях. Правда появилась она спустя три дня после отлова. До этого времени жители не знали, что происходит с животным, которое отловили 22 мая.
— Группу ведет девушка. Она тоже понесла дисциплинарное взыскание в размере половины зарплаты за несвоевременное выкладывание информации, — рассказал Илья Нурутдинов.
В администрации Азова уверены, что «травлю» подрядчика затеял местный «Феникс»
В департаменте ЖКХ рассказали, что подрядчик выполняет условия контракта — ведется фото и видеосъемка отлова, акты предоставляются заказчику. По их информации, с начала сотрудничества «Феникс» отловил восемь собак в Азове. Всех отвезли в приют службы отлова в ст. Грушевская. Стоит отметить, что расстояние между Азовом и станицей составляет 77 км.
В разговоре с корреспондентом «Блокнот Ростов» представитель департамента ЖКХ уверенно заявила, что весь конфликт начался с подачи азовского «Феникса». По ее словам, местная служба отлова предложила высокую цену за свои услуги, на которую департамент не согласился.
По мнению представителя департамента, руководитель «Феникса» специально затеял некую войну, чтобы администрация расторгла контракт с подрядчиком.
— Вы хотите, чтобы мы вообще без подрядчика остались? , — спросила представитель департамента у корреспондента.
Руководитель общественной организации по защите животных «Феникс» Елена Соловьева была удивлена такой позиции местных властей.
— О ситуации на Степана Разина, 9 я узнала от жителей. Они же увидели название «Феникс» и начали звонить мне с криками и руганью. Так совпало, что названия у нас одинаковые. По телефону я объяснила, что мы не имеем никакого отношения к этому и попыталась успокоить жителей, — рассказала Елена Соловьева.
По словам Елены, они предоставили условия контракта и техзадание в департамент ЖКХ. По ним работают во всех городах области. Но его не приняли. Тот контракт, который выставила администрация, по мнению нескольких организаций по отлову собак, скопирован с московского.
В администрации отрицать этого не стали. Сказали только, что руководитель его одобрил, а значит никаких проблем.
По словам Елены Соловьевой, техническое оснащение ветеринарных клиник в Москве и Ростовской области не поддается сравнению. И выполнить на сто процентов требования контракта в Азове, практически невозможно. Так, одним из пунктов договора является чипирование.
По мнению руководителя организации, это совсем не актуально для нашего региона. Чипирование не делают даже для домашних животных.
— Там прописано также санитарное мытье собаки. Но это для муниципальных приютов. А у нас в Ростовской области не существует ни одного муниципального приюта, — рассказала Елена Соловьева.
Именно из-за таких «невыполнимых» пунктов азовский «Феникс» даже не стал бороться за эту закупку.
Однако и РРОО «Феникс» не придерживается всех условий контракта. Так, в документах закупки указано, что на спецавтомобиле должна быть надпись «с ясно читаемым названием и номером телефона организации, осуществляющей отлов».
На кадрах с места отлова видно, что на машине висит баннер, на котором название организации значится ООО «Орбита». Илья Нурутдинов объяснил, что это компания не имеет к «Фениксу» никакого отношения. А сотрудники просто забыли снять старый баннер. Что интересно, в феврале 2020 года «Орбита» вместе с «Фениксом» обратились к и.о главы администрации Новочеркасска с предложением совместно открыть приют для бездомных животных. На видеозаписи Илья Нурутдинов сидит вместе с руководителем «Орбиты». Тот же человек зафиксирован на фотографиях с отлова собак 22 мая в Азове. Однако свою связь с «Орбитой» в «Фениксе» отрицают.
Как видно из фотографий, сотрудники «Феникса» отлавливают собак в обычной одежде — футболки, куртки, кофты. Однако на них должна быть специальная форма. В администрации на вопрос, почему подрядчик нарушает требования, ответили, что «прямо специальной одежды быть не должно».
Но обратимся к документам закупки. В пункте 8.2 дополнительных требований к оказанию услуг сказано: «Сотрудники организации Исполнителя должны иметь спецодежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты. На костюм и куртку должна быть нанесена надпись с ясно читаемым названием и номером телефона организации, оказывающей услуги».
Также в контракте указано, что в случае препятствия отлову животного жителями, исполнитель должен составить акт о невозможности оказания услуг. Тогда остается непонятным, почему собаку на улице Степана Разина, 9 нельзя было оставить.
Чем известен директор «Феникса» Илья Нурутдинов
Если для Азова Илья Нурутдинов действительно новый человек, то в Новочеркасске о нем знают многие зоозащитники. В распоряжении редакции есть заявления в прокуратуру и администрацию Новочеркасска на Илью Нурутдинова. Его приют подразумевался как «щенячьи ясли».
Туда мужчина привез 67 собак и, исходя из слов в заявлении, собирал с людей денежные сборы на их содержание. В заявлении указано, что для собак должны быть организованы карантинные зоны, которые в приюте отсутствовали. Это привело к гибели 67 щенков, привезенных туда в ноябре.
— Собаки также погибли в декабре и январе. Многие из находящихся там собак заболели чумой. И по мере возможностей вывезены волонтерами и находятся на лечении, — говорится в заявлении.
Источник редакции в Новочеркасске знакомый с ситуацией сообщил, что сейчас в приюте в ст. Грушевской, куда привозят собак из Азова, объявлен карантин. Там выявлены щенки с энтеритом. По словам источника, в приюте нет карантинных зон. По закону отловленные животные должны помещаться не просто в отдельный вольер, а в карантинную зону. Такого в приюте не предусмотрено.
Антонина Курская
Подробнее: bloknot-rostov.ru