Историограф. Как Ростов лишился казачьего конного взвода.

2020-06-14 10:12:16


Историограф. Как Ростов лишился казачьего конного взвода. На фото: в машину-коневоз загоняют метлами одного из последних казачьих коней. 31 июля 2017 года. Южная столица «не потянула» содержание муниципальной дружины

...Коневоз подогнали с самого утра. Большая фура, утробно урча, подъехала к конюшне. Кони, почуяв неладное, заволновались. Фрегат, Босх, Базальт, Томагавк - втягивали воздух влажными ноздрями, и тихо, беспокойно ржали.Прощание было душераздирающим. Как сказал один из дружинников, Василий Вареник, «ощущение - как на похоронах близкого человека». Один за одним кони заходили по платформе в грузовик. Их подгоняли для скорости жесткой метлой под зад. И лишь один из коней, гнедой Ланцелот, вдруг взбунтовался. Закусил удила, встал на дыбы, и попытался вырвать повод из руки своего вожатого. Ланцелот не желал послушно заходить в коневозку!

...В Ростове взвод казаков-дружинников просуществовал более полутора десятка лет. Он был создан на основании областного закона «О муниципальных казачьих дружинах», причем первым на Дону. В штатном расписании значилось 30 казаков. Для взвода были приобретены кони буденновской породы. Взвод базировался на Ростовском ипподроме, который принадлежит Агросоюзу «Юг Руси». Зарплата дружинникам изначально была заложена в бюджет Ростовской области.

Поначалу присутствие конных казаков, одетых в специально пошитую для них форму, воспринималось с энтузиазмом. Взвод был примером реального участия донцов на государственной службе. Патрулирование территорий садоводческих товариществ, обеспечение правопорядка во время проведения массовых мероприятий, и особенно футбольных матчей - это были главные задачи дружинников, с которыми они справлялись весьма эффективно. Действительно, конник легко проедет по бездорожью городских окраин, где не проедет полицейский «уазик». А один только вид казака на громадной лошади эффективно укрощает пыл любого фаната. К тому же Ростов получил очень яркую достопримечательность, которую можно было показывать туристам.

Но, когда прошла эйфория, начались проблемы. Оказалось, что дружинникам положили грошовую зарплату, но и ее постоянно задерживали. Работать на энтузиазме у казаков не получалось, они даже объявляли, что готовы от голода есть конский комбикорм. Не все гладко было и с правовым основанием работы дружинников. Задержание и досмотр граждан это прерогатива органов внутренних дел, а не казаков. Городское управление МВД тоже создало свой конный взвод. Получилось, что две структуры дублировали друг друга. При этом у конных полицейских не в пример лучше было и с зарплатами, и с материальным обеспечением. Казаки с завистью посматривали на своих соседей в погонах...

Так или иначе, Ростов «не потянул» содержание муниципального взвода, подтвердив тем самым, что он не казачий город. Дружинникам объявили, что кони и прочее имущество переводятся в Константиновск, на базу существующего там конного взвода. Желающим даже предложили переехать вместе с лошадьми.

...Бунт непокорного Ланцелота подавили быстро. Сначала усмирили, потянув поводом вниз его буйную головушку. А потом надели на нее мешок. В таком виде и зашел последний ростовский дружинник в коневоз, получив на прощание шлепок метлой по крупу. Так Ростов остался без казачьих коней.