В России вступил в силу закон, запрещающий «наливайки», расположенные на первых этажах жилых домов. Если точнее, то запрет касается объектов общепита, продающих алкоголь, площадь которых составляет меньше 20 квадратных метров. При этом регионам дано право вообще запретить такой формат торговли. В Ростовской области в ближайшее время намерены рассмотреть этот вопрос.
Подобные заведения отныне также нельзя размещать в пристройках к домам и на прилегающих территориях. Как объяснял один из авторов законопроекта депутат Госдумы Александр Хинштейн, жители домов, в которых находятся «наливайки», постоянно жалуются на исходящий от них шум. Кроме того, такие заведения якобы являются источником различных асоциальных явлений и местами продажи нелегального алкоголя.
«Недобросовестные дельцы воспользовались лазейкой. В торговых сетях в вечернее время торговать спиртным запрещено, и желающие выпить идут в эти псевдокафе, расположенные на первых этажах домов», — цитирует Хинштейна «Российская газета».
Регионы получили при этом право самостоятельно определять размер площадей таких кафе, но при условии соблюдения федеральных норм. То есть всё, что меньше 20 метров, работать не должно в любом случае. Однако регион может запретить работу «наливаек» площадью, к примеру, меньше 40 квадратных метров. Местным властям разрешено и в принципе запретить работу подобных заведений вне зависимости от их площади.
Как пояснила donnews.ru глава департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова, регион намерен в ближайшее время разработать собственные нормативные акты на этот счёт.
— Мы сейчас актуализируем информацию, сколько у нас в многоквартирных домах таких объектов общественного питания. Речь в том числе и о заведениях, торгующих пивом. Законодатель совершенно верно сказал, что всё, что меньше 20 квадратных метров по площади, — это именно «наливайки», которые под флагом возможности круглосуточной работы являются источником различных асоциальных вещей, — рассказала она.
При этом, продолжает Теларова, надо понимать, что заведения даже такого спорного формата регистрируются в ЕГАИС, а это хотя бы позволяет понимать, что они разливают.
— Мы можем вообще запретить и закрыть такие объекты, но любое ограничение на алкогольном рынке — и это показывает многовековая практика — влечёт активизацию теневого оборота. Не факт, что после такого запрета люди не пойдут искать спиртное в какие-то другие места и начнут вести здоровый образ жизни, — говорит она.
Поэтому Ростовская область планирует взвешенно подойти к вопросу введения дополнительных ограничений, сначала проведя анализ сложившейся ситуации. Тем более что малому бизнесу в текущей ситуации с коронавирусом и так не просто.
— Мне кажется, что введённого на федеральном уровне ограничения в 20 квадратных метров достаточно. По крайней мере на первом этапе. Дальше будем смотреть за ситуацией. И если закрытие таких объектов не повлечёт новых асоциальных проявлений, то можно будет рассмотреть вопрос о введении дополнительных ограничений, — подытожила она.
Глава департамента потребрынка Ростовской области добавила, что решение о введении или невведении дополнительных ограничений принимается не региональными властями, а на уровне муниципалитета. Однако в силу установленного порядка (прохождение процедуры оценки регулирующего воздействия и так далее) моментально такие документы быть приняты не могут. Тем не менее ожидать их стоит «в самое ближайшее время».