С конца января этого года многие страны ввели режим чрезвычайной ситуации (ЧС), среди них Италия и Испания, где на данный момент самая тяжелая пандемическая ситуация. Также режим ЧС был введен в США, Австралии, Ливане, Казахстане, Киргизии, во многих странах Восточной Европы.
Особый русский путь
Ни для кого уже не секрет, что в современной России нет прочной законодательной базы, которая бы смогла обеспечить оперативную борьбу с пандемией. Именно поэтому федеральные власти каждый день "на ходу" принимают новые законодательные акты – все, чтобы закрыть "дыру" в законодательстве.
Среди таких актов оказался закон, внесший изменения в Кодекс об административных правонарушениях и утвердивший новые санкции за несоблюдение ограничительных мер, введенных в случае опасной эпидемиологической ситуации. Среди недавних подзаконных актов – указ Президента о введении выходных дней до 30 апреля 2020 года.
В свете этих событий возникает очевидный и вполне обоснованный вопрос – почему же в России не вводится режим ЧС, предусмотренный уже существовавшими на момент возникновения пандемической ситуации федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ? В него также были внесены изменения, вступившие в силу 1 апреля этого года. Изменения затронули порядок введения ЧС: ранее его могла ввести только правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС после получения подписи Президента. Теперь же решение о введении ЧС может быть принято исключительно Правительством.
Ответ на поставленный вопрос таков. По словам Павла Чижова, главы международной правозащитной группы "Агора", режим ЧС не вводится, поскольку в данном случае государство гарантирует возмещение причиненного гражданам и юридическим лицам вреда.
Например, ст. 9 федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ гласит: "Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
А ст. 29 федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" предусматривает, что "лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь".
Иными словами, нежелание государства возмещать убытки предприятиям малого и среднего бизнеса, которые, очевидно, уже пострадали от введения режима "выходных дней", является причиной отказа федеральных органов власти от введения режима ЧС.