Дон будет больше похож на ручеёк
Текущий год в Ростовской области окажется одним из самых маловодных, что создаст проблемы для наполняемости Цимлянского водохранилища, а значит, и для Дона, рассказал на заседании морского совета при правительстве региона руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев. По его словам, Дон в этом году будет больше похож на ручеёк.
Как рассказал Гайдаев, навигацию 2019 году удалось завершить с глубиной Цимлянского водохранилища в 32,42 метра. С целью экономии попуски воды зимой были снижены с 200 до 180 кубометров в секунду.
— Но сегодня отметка — 33,02 метра. Это говорит о том, что водохранилище не набрано, за зиму смогли поднять всего 60 сантиметров. Прогноз гидромета говорит о том, что приточность в Цимлянское водохранилище этой весной составит 3-4 кубокилометра при норме 11. В процентом соотношении Цимлянское водохранилище наберётся всего на 32%, — рассказал Гайдаев.
При этом, по его словам, всё говорит о том, что сейчас — пик притока. Уже со следующей недели он закончится, и это будет весь паводок в 2020 году. В такой ситуации глубина Цимлянского водохранилища достигнет максимум 33,17 метра.
— По маловодности этот год можно сравнить с 2015 годом, а также с 1972 и 1984. При этом с 1972 годом по большому счёту сравнивать даже не совсем корректно, так как тогда ещё не был построен Константиновский гидроузел. Скажу лишь, что в 1972 году навигацию мы закончили в июне, — рассказал Гайдаев.
Всё это в первую очередь создаёт проблемы для судоходства — сужается как судовой ход, так и река. По словам Гайдаева, Дон превращается практически в ручеёк.
— Если говорить о глубинах, то они будут максимум 290 сантиметров при гарантированном судовом ходе в 340 сантиметров. И то эти 290 сантиметров могут быть недолго, пока даёт приток Северский Донец. Когда он иссякнет, мы начнём глубины понижать и понижать, — рассказал Гайдаев.
В связи с ситуацией навигацию в этом году в Ростовской области планируется открыть пораньше — с 24 марта. Это нужно для того, чтобы пока с глубинами не стало ещё хуже, зимующие в Ростове и Азове суда с осадкой в 270 сантиметров могли безопасно уйти на Волгу.
— А дальше будем, видимо, делать то, что делали в 2015 году. Сужать судовой ход на 9 перекатах, а с 1 апреля начнём вводить ограничения по глубине. Подготовили уже 7 мест для перевалки грузов. Это когда суда, гружёные до осадки в 360 сантиметров, доходят до определённого места, там их встречают порожние суда, забирают часть груза, выравнивают осадку до 270-280 сантиметров, спускаются до Старочеркасска, там перегружают всё обратно и уже уходят в море, — рассказал Гайдаев.
Он добавил, что, судя по всему, в текущем году Ростовская область по водным грузоперевозкам не сможет достичь даже уровне 2015 года (8,7 млн тонн).
Текущий год в Ростовской области окажется одним из самых маловодных, что создаст проблемы для наполняемости Цимлянского водохранилища, а значит, и для Дона, рассказал на заседании морского совета при правительстве региона руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев. По его словам, Дон в этом году будет больше похож на ручеёк.
Как рассказал Гайдаев, навигацию 2019 году удалось завершить с глубиной Цимлянского водохранилища в 32,42 метра. С целью экономии попуски воды зимой были снижены с 200 до 180 кубометров в секунду.
— Но сегодня отметка — 33,02 метра. Это говорит о том, что водохранилище не набрано, за зиму смогли поднять всего 60 сантиметров. Прогноз гидромета говорит о том, что приточность в Цимлянское водохранилище этой весной составит 3-4 кубокилометра при норме 11. В процентом соотношении Цимлянское водохранилище наберётся всего на 32%, — рассказал Гайдаев.
При этом, по его словам, всё говорит о том, что сейчас — пик притока. Уже со следующей недели он закончится, и это будет весь паводок в 2020 году. В такой ситуации глубина Цимлянского водохранилища достигнет максимум 33,17 метра.
— По маловодности этот год можно сравнить с 2015 годом, а также с 1972 и 1984. При этом с 1972 годом по большому счёту сравнивать даже не совсем корректно, так как тогда ещё не был построен Константиновский гидроузел. Скажу лишь, что в 1972 году навигацию мы закончили в июне, — рассказал Гайдаев.
Всё это в первую очередь создаёт проблемы для судоходства — сужается как судовой ход, так и река. По словам Гайдаева, Дон превращается практически в ручеёк.
— Если говорить о глубинах, то они будут максимум 290 сантиметров при гарантированном судовом ходе в 340 сантиметров. И то эти 290 сантиметров могут быть недолго, пока даёт приток Северский Донец. Когда он иссякнет, мы начнём глубины понижать и понижать, — рассказал Гайдаев.
В связи с ситуацией навигацию в этом году в Ростовской области планируется открыть пораньше — с 24 марта. Это нужно для того, чтобы пока с глубинами не стало ещё хуже, зимующие в Ростове и Азове суда с осадкой в 270 сантиметров могли безопасно уйти на Волгу.
— А дальше будем, видимо, делать то, что делали в 2015 году. Сужать судовой ход на 9 перекатах, а с 1 апреля начнём вводить ограничения по глубине. Подготовили уже 7 мест для перевалки грузов. Это когда суда, гружёные до осадки в 360 сантиметров, доходят до определённого места, там их встречают порожние суда, забирают часть груза, выравнивают осадку до 270-280 сантиметров, спускаются до Старочеркасска, там перегружают всё обратно и уже уходят в море, — рассказал Гайдаев.
Он добавил, что, судя по всему, в текущем году Ростовская область по водным грузоперевозкам не сможет достичь даже уровне 2015 года (8,7 млн тонн).