АЗОВСКИЕ ЗАРИСОВКИ : «Власти вспоминают о нас только перед выборами»

2020-02-14 11:41:17

Около 300 жителей поселка Васильево-Петровский в Азовском районе Ростовской области 20 лет лишены центрального отопления, питьевой воды и медицинской помощи. Власти вспоминают об отшельниках лишь в дни выборов, а местный депутат держит здесь единственный магазин и обещал «кишки выпустить» тем, кто попытается составить конкуренцию его бизнесу. 

Из окна электрички железнодорожная станции «Васильево-Петровская» радует глаз свежеокрашенным зданием вокзала. Но пролетающим мимо пассажирам невдомек, что за фасадом станции в фирменных цветах РЖД, прячется целый поселок никому не нужных людей, которые каждый день вынуждены буквально бороться за выживание. 

Жители поселка Васильево-Петровский некогда жили при настоящем социализме 

Каждое утро пенсионерки Валентины Федоровны Авиловой и ее мужа начинается одинаково: встали, попили чаю из купленной накануне воды и надо собираться к матери. Старушка живет в двухэтажном доме на 16 квартир неподалеку. Отопления в ее доме нет, но семье Валентины Федоровны повезло больше: несколько лет назад они с соседями собрались и поставили общий котел. 

— Теперь перед отопительным сезоном надо собрать с каждой квартиры по 15 тысяч рублей — это немаленькие деньги для нашего поселка, — рассказывает пенсионерка по дороге к дому своей 86-летней матери. — А в доме матери такого нет, каждый сам решает проблему с отоплением. Мы вот установили печку — муж сварил. Топим углем, дровами. Мать сама не в силах, конечно. Мы всё делаем. Хорошо, зима в этом году теплая, а так несколько раз в день надо приходить. 

Котельная в бывшем поселке железнодорожников разрушилась вскоре после того, как вместе с Советским Союзом исчезло Министерство путей сообщения и на место «железной дороги» пришло ОАО «Российские железные дороги». Монополист начал массово отказываться от таких поселков, как Васильево-Петровская, построенных специально для железнодорожников. Из 300 жителей «станции» больше половины — пенсионеры РЖД. Это до сих пор считается большим везением. 

— На сезон, чтобы отопить дом или квартиру, надо в среднем 3 тонны угля, — рассказывает Валентина Федоровна. — Обычная цена — 9 тысяч за тонну, а маме как бывшей железнодорожнице, РЖД даёт угольный паёк — те же три тонны за 17, 5 тысяч рублей. 

Свои квартиры жители поселка теперь отапливают углем или дровами 

В СССР такие поселки были островками настоящего, не показного социализма: просторные квартиры с центральным отоплением и водоснабжением и крошечными палисадниками по периметру, во дворах — обязательные гаражи; свой Дом культуры, ФАП и специальные магазины — не «сельпо», как по всей совхозной округе, а «отделы рабочего снабжения», где «все было как в городе». 

Сейчас на месте Дома культуры — развалины. Брошенный поселок стал частью Азовского сельского поселения в 90-ых и был вынужден разделить со всеми прилегающими хуторами и станицами печальную участь пост-советской трансформации. С той лишь разницей, что ни фермерских хозяйств, ни перерабатывающих предприятий здесь не было и быть не могло. Единственным работодателем остается железная дорога, которой с каждым годом рабочих мест надо все меньше и меньше. Поэтому молодежь из Васильево-Петровской сбежала давно. На станции еще работает детский сад с начальной школой. Оставшиеся 17 старшеклассников вынуждены каждый день ездить за 14 км в другую школу. Школьного автобуса здесь отродясь не было. 

Всё, что осталось от Дома культуры в поселке железнодорожников 

— У меня 10 детей, — рассказывает пенсионерка Ольга Тесленко. — В школу добираются маршруткой, дорога — вы сами видела. Отправим и душа болит: доехали, не доехали. Бывает, дорогу заметет так, что не проехать. Довезут до Еремеевки, а дальше 7 км дети идут пешком. 

«Маршрутка», правда, возит детей бесплатно: отвезет и становится на маршрут. Никакого другого общественного транспорта в Васильево-Петровскую не ходит от слова вообще. 

— А вот так и живем: если кто заболеет, то нанимаем машину, чтобы в Самару поехать (пос. Самарский, тамошняя больница обслуживает жителей станции — прим. ред.). Электричка два раза в день ходит, так она в Ростов ходит, а нам же в Азов надо, — объясняет Ольга Тесленко. 

Мать десятерых детей Ольга Тесленко школьного автобуса в поселке никогда не видела 

Несколько лет назад, рассказывают местные жители, в поселке торжественно открыли так называемый модульный фельдшерско-акушерский пункт. 

— Приехала «скорая», привезла оборудование, его поставили в ФАП, а «скорую» за домами спрятали, — рассказывает пенсионерка Людмила Костенко. — Начальство приехало, торжественно ФАП открыли, а когда все уехали, оборудование погрузили в «скорую» и увезли. 

Семь километров дороги, которые отделяют бывший поселок железнодорожников от трассы «Азов-Самарское», в администрации Азовского района называют «проезжей», но такой она становится после заморозков или в середине лета. Все остальное время «трасса» представляет собой смесь грязи и щебенки, по которой жители Васильево-Петровской вынуждены добираться, если им надо попасть в райцентр, больницу или школу.

Так выглядят некоторые участки дороги к Васильево-Петровскому

На вопрос, когда же у бывших железнодорожников появится нормальная дорога, в администрации Азовского района точно пояснить не могут. Оказывается, при межевании сельхозугодий, дорога оказалась в собственности нескольких фермеров, и вернуть ее в состав муниципалитета не получается.

«Администрацией района неоднократно проводились переговоры с собственниками земельных участков по решению вопроса,  — говорится в официальном письме чиновников от 15 июля 2019 года № 62/3484. — Часть собственников до сих пор не найдены. Имеющиеся собственники земельных участков возражают в передаче прав собственности. В результате чего, процедура оформления автомобильной дороги в муниципальную собственность администрацией района на текущую дату приостановлена».

Чиновники говорят, что ищут «альтернативный» подъезд к поселку, один только проект которого оценивается в 4,97 млн рублей. В государственную программу Ростовской области «Развитие транспортной системы» траты на проект дороги до Васильево-Петровского не внесены.

Газа в поселке тоже нет. А с питьевой водой проблема решена, говорят в администрации.

 Подробнее: https://bloknot-rostov.ru/news/vlasti-vspominayut-o-nas-tolko-pered-vyborami-kak-?fbclid=IwAR0xT6q500HJ3bHLVJnTU2_LI00QBEh1LF_WN3PQQUlFKyNSktNMrNi9tPM


Так выглядят некоторые участки дороги к Васильево-Петровскому 

На вопрос, когда же у бывших железнодорожников появится нормальная дорога, в администрации Азовского района точно пояснить не могут. Оказывается, при межевании сельхозугодий, дорога оказалась в собственности нескольких фермеров, и вернуть ее в состав муниципалитета не получается. 

«Администрацией района неоднократно проводились переговоры с собственниками земельных участков по решению вопроса, — говорится в официальном письме чиновников от 15 июля 2019 года № 62/3484. — Часть собственников до сих пор не найдены. Имеющиеся собственники земельных участков возражают в передаче прав собственности. В результате чего, процедура оформления автомобильной дороги в муниципальную собственность администрацией района на текущую дату приостановлена». 

Чиновники говорят, что ищут «альтернативный» подъезд к поселку, один только проект которого оценивается в 4,97 млн рублей. В государственную программу Ростовской области «Развитие транспортной системы» траты на проект дороги до Васильево-Петровского не внесены. 

Газа в поселке тоже нет. А с питьевой водой проблема решена, говорят в администрации. 

В администрации Азовского района на все вопросы жителей Васильево-Петровского ответы готовы 

«Обеспечение жителей питьевой водой осуществляется путем подвоза воды специализированным автотранспортом УМП Приморский водопровод по заявкам населения», — говорится в том самом письме. 

— Какой подвоз?! — возмущаются местные жители .— По 3,60 покупаем воду питьевую в магазине! 

Хотя та вода, что иногда подается по изношенному васильево-петровскому водопроводу, исключительно техническая, платят за нее местные жители как за питьевую. Но чаще сидят без воды неделями — коммуникации давно пришли в негодность, канализационные люки затапливаются канализационным стоками, и ремонтировать это все местные жители вынуждены своими силами . 

— Как передали нас в муниципалитет, то никакого внимания к нам нет, — говорит пенсионерка Елена Писанка. — Обещали новую скважину — до сих пор ее нет .У меня отопление — на электричестве. В месяц по 5-6 тысяч плачу. А у людей печки, котлы. Вернулись в каменный век! 

Особенно обидно бывшим железнодорожникам, что точно такой же поселок в 60 км, но в Краснодарском крае — Орловка — живет совершенно другой жизнью . 

Приехавший навестить оттуда родителей, потомственный железнодорожник Николай Писанка растерянно пожимает плечами: 

— Да всё у нас есть. Даже ёлку в Доме культуры на новый год ставили. Да, Орловка тоже раньше снабжалась от железной дороги, а потом ее передали Краснодарскому краю. Но там как-то заботятся о людях, такой разрухи нету. 

Рашид Долтказин показывает развалины местной котельной 

Бывший военный фельдшер Рашид Долтказин приехал в Васильево-Петровский пять лет назад .Полученной за годы службы субсидии не хватало даже на однокомнатную квартиру в городе, а в поселке железнодорожников смог купить трехкомнатную .Теперь бывшие военный забрасывает чиновниками вопросами о будущем поселка, а те — кормят его и всех остальных 300 жителей Васильево-Петровского обещаниями . 

— Самое главное — провода здесь в каком состоянии, посмотрите, — рассказывает мужчина .— Мы на возвышенности стоим, когда сильный ветер — замыкает постоянно. Провода все старые. Мы сами находим шланги какие, другие предметы — изолируем .А здесь же все на электричестве держится: отопление — электричество, горячая вода — «титаны» стоят — тоже электричество . 

Чиновники вспоминают о жителях поселка в дни выборов: приезжают с урнами, агитируют. В остальные дни, говорят пенсионеры, никто к ним старается лишний раз не показываться. 

— А последний раз мы не голосовали вообще, — говорит одна из пенсионерок, имея в виду выборы в Совет депутатов Азовского района .— Рябов (Сергей Иванович — глава района) сюда старается не показываться. Его сразу окружают и начинают жаловаться, а оно ему надо ? 

Депутата, который представляет интересы жителей Васильево-Петровского в Совете депутатов, жители поселка, наоборот, знают хорошо .Они утверждают, что именно ему принадлежит единственный местный магазин — там они и покупают питьевую воду по 3,60 рублей . 

— У нас тут раньше стояли ряды торговые .К нам приезжали с товаром, торговали. И с грядок кто что принесет продать, и выпечку возили .Так он (депутат) взял всё порубал, а тех, кто привозил товар,прогнал. С Азова нам хлеб, булочки возили — он всех разогнал, — рассказывают местные жители . 

Депутатом от Задонского сельского поселения, к которому относится Васильево-Петровский, числится индивидуальный предприниматель, сторонник «Единой России» Александр Канюк. 

— Гнался за мной, сказал, кишки будете по деревьям собирать. Вот женщина торговала, он милицию вызывал, чтобы никто ему конкуренцию не составлял, — рассказывает одна из пенсионерок. 

Поэтому никаких иллюзий по поводу будущего поселка у жителей Васильево-Петровского нет .Видеосюжеты об инновациях, инвестициях и модернизации социальной инфраструктуры в Ростовской области там смотрят как новости с другой планеты . 

Проведав 86-летнюю мать, Валентина Авилова с мужем обходят двухэтажку, где живет старушка и озабоченно качают головами: крыша в доме давно прохудилась, по стенам течет вода — надо ремонтировать. Своими силами. Надо искать деньги, звонить детям, просить знакомых, но если по весне крышу не перекрыть, по квартире пойдет плесень .За капремонт в месяц с этой квартиры им приходится платить 500 рублей — деньги для семьи пенсионеров чувствительные. Капремонт чиновники им обещают провести .. в 2040 году. 

— Есть стимул дожить, — грустно шутит пожилая чета. 

Елена Романова специально для «Блокнот Ростов»